Затяжной корпоративный конфликт между химкомбинатом «Тольяттиазот» и его миноритарным акционером «Уралхим» приближается к очередному судебному разбирательству. 8 июня Комсомольский районный суд Тольятти начнет процесс по обвинению руководства химкомбината в хищении у «Уралхима» своей собственной продукции. Как сообщает «Российская газета», суть обвинений миноритария заключается в том, что бывшее руководство ТОАЗ и два швейцарских предпринимателя в 2008—2011 годах украли у «Тольяттиазота» готовой продукции на сумму 85 млрд рублей. При этом сторону обвинения не смущает, что, по данным самого комбината, за эту якобы украденную продукцию на счета завода поступило более 65,5 млрд рублей. В силу этого обстоятельства вполне логично, что в деле нет заявления самого «Тольяттиазота» о претензиях к обвиняемым. На предприятии неоднократно подчеркивали отсутствие таких претензий. Как отмечает издание, если есть факт оплаты, то выдаваемая «Уралхимом» за похищенную продукция была просто продана. Разница в ценах, которой недоволен истец, объясняется рыночными реалиями и оптовым характером продаж, уверена защита подсудимых. При этом представители комбината полностью уверены, что их продукция никоим образом не может считаться собственностью миноритария, который в связи с этим никак не мог понести убыток. Кроме того, выяснилось, что в указанный промежуток времени принадлежащий Дмитрию Мазепину «Уралхим» вообще не был акционером «Тольяттиазота».

"В 2009—2010 гг. «Уралхим»… 9,73% акций ТОАЗа передал в собственность по договору РЕПО «Сбербанку». То есть даже считать чужие деньги за тот период компании Мазепина не пристало», — констатируют журналисты.

И все же миноритарию было выплачено 400 млн рублей дивидендов. При этом следует помнить, что химкомбинат из своего дохода должен еще уплатить налоги, зарплаты, амортизацию, потратиться на сырье и оборудование, кредиты и инвестиции, подчеркивает «Российская газета». В 2008—2011 годах многие компании вообще не выплачивали своим акционерам дивиденды, испытывая объективные финансовые затруднения из-за экономического кризиса.

Нынешняя встреча в суде «Тольяттиазота» и «Уралхима» — далеко не первая. Конфликт между ними начался 10 лет назад вскоре после того, как компания Дмитрия Мазепина приобрела 10% акций химкомбината. Впоследствии «Тольяттиазот» неоднократно жаловался на «недобросовестное поведение» своего миноритария. По мнению руководства компании, любые судебные разбирательства только мешают комбинату эффективно и динамично развиваться. А действия «Уралхима» в рамках данного уголовного дела, как полагает защита, напоминают очередную попытку рейдерского захвата.