Российские чиновники исповедуют чисто арифметический подход к наполнению бюджета, считает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. Об этом он заявил 31 мая корреспонденту ИА REGNUM, комментируя заявление главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова («Единая Россия») о том, что повышение ставки НДС до 20% было бы наиболее эффективной мерой с точки зрения поступления дополнительных средств в бюджет.

«Начнём с того, что любое повышение налогов в условиях, когда спрос снижается, а экономика находится в депрессии, не будет позитивным фактором, — заметил Кагарлицкий. — Наши чиновники всегда исходят из того, что наполняемость бюджета чисто арифметически зависит от того, какой будет ставка налога. Это неправильно, так как задача налоговой системы состоит не только в том, чтобы пополнять бюджет, но и давать правильные сигналы экономике — стимулировать одни виды деятельности и дестимулировать другие. Соответственно повышение НДС — это удар по внутреннему рынку. В результате сократится экономический рост, и мы, скорее всего, получим либо продолжение стагнации, либо даже вернёмся в состояние спада. В долгосрочной перспективе продажи понизятся, и приток налоговых поступлений тоже может сократиться. Население уже давно проело свои сбережения и поэтому будет меньше покупать».

Напомним, как заявил 31 мая глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия»), повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) до 20% было бы наиболее эффективной мерой с точки зрения поступления дополнительных средств в бюджет и наименее вредным шагом с точки зрения увеличения налоговой нагрузки.

«С точки зрения получения гарантированного дохода государства, с учётом существующей системы, я думаю, что решение о повышении НДС — наиболее эффективное средство, — заверил Макаров. — И если мы говорим о том, что такое решение будет приниматься, то мне кажется, что оно наиболее целесообразно. Более того, с моей точки зрения, оно бы способствовало некоторому обелению нашей экономики».

Макаров также обратил внимание на то, что прежде категорически возражал против снижения НДС, когда его уменьшали с 20% до 18% (в 2004 году). По его мнению, возвращение к ставке НДС в 20% было бы наиболее целесообразным.