Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, отчитываясь перед Госдумой, заявил, что кризис преодолен. Однако осадок от прошедшего кризиса останется еще надолго. Самая главная проблема заключается в том, что структура экономики осталась без изменений, не наблюдается пока существенных изменений и в социальной сфере, заявила корреспонденту ИА REGNUM заместитель директора аналитического департамента Альпари Наталья Мильчакова.

Несмотря на то, что инвестиции в основной капитал выросли в 2017 году на 4,4%, основной приток инвестиций наблюдается в добычу природных ресурсов. В обрабатывающую промышленность объем инвестиций гораздо меньше, причем основными инвесторами являются государство либо тот же нефтегазовый сектор.

Так как в 2017 году Россия участвовала (и продолжает участвовать в текущем году) в соглашении «ОПЕК+» о сокращении добычи нефти, производство нефти в 2017 году в России сократилась на 0,3%.

«Сокращение небольшое, но это влечет за собой последствия в виде сокращения заказов в смежных отраслях, например, в машиностроении, металлургии, а значит, сокращается и приток инвестиций в эти отрасли. Отсюда и темпы роста, остающиеся намного ниже среднемировых (2,7%)», — пояснила Мильчакова.

В Великобритании, например, темпы роста в ближайшие три года прогнозируются на уровне в 1,51,6% в год, однако качество роста в России совершенно другое, чем в развитых странах, мы всё еще сильно зависим от сырья.

Что съедает доходы населения?

Еще одной проблемой является слабый рост реальных доходов. В первые два месяца 2018 года реальные доходы населения поднялись на 2,5% к аналогичному периоду 2017 года, а основным драйвером стал рост средней номинальной зарплаты по России почти на 3%.

Однако реальная зарплата за январь-февраль выросла всего на 0,5% при, обращаем внимание, рекордно низкой инфляции (в начале года годовая инфляция упала даже ниже 3%).

«Причина заключается в росте тарифов на ЖКХ и большом количестве налогов и квазиналогов и сборов с населения, которые съедают приличную часть и без того скудного дохода. Любое обесценение рубля, примерно такое, как наблюдается в апреле, способно нанести удар по реальным доходам населения», — отметила эксперт.

Так что, хоть кризис со статистической точки зрения преодолен, но он обострил уже застаревшие проблемы российской экономики в институциональной и социальной сфере, которые до сих пор не решены. Теперь эту задачу придется решать новому правительству России.

У пенсионеров должно открыться второе дыхание

Тема увеличения пенсионного возраста болезненная и непопулярная в народе. Практически все постсоветские страны пришли к его повышению, и лет через 57 Россия тоже придет к этому. Если учесть тенденцию старения населения в стране, то это неизбежно. Но каким будет повышение?

«Было бы справедливо повысить пенсионный возраст для всех до 60 лет. Сейчас вредные производства, на которых раньше были заняты советские женщины, модернизированы или попросту закрыты. Сегодня в России другая структура экономики», — считает Мильчакова.

Более того, в современной экономике льгота для женщин (выход на пенсию в 55 лет) зачастую используется недобросовестными работодателями для занижения зарплаты, всё это происходит массово и неофициально, особенно в теневом зарплатном секторе.

Выходя на пенсию, наши люди чувствуют психологический дискомфорт и оторванность от общества. На Западе же стимулируется самозанятость пенсионеров, приветствуется работа несколько часов в неделю, пенсионеры осваивают новые профессии.

«В РФ тоже нужно стимулировать самозанятость и налоговые льготы. Активные самозанятые пожилые люди могут в месяц зарабатывать до 15 тыс. рублей — хорошая прибавка к пенсии.

В дальнейшем продление пенсионного возраста внесет вклад в повышение роста экономики и доведет пенсии российских пенсионеров до среднеевропейского уровня (ориентировочно к 2024 году)», — высказала свое мнение эксперт.

Читайте также: Отчёт Дмитрия Медведева в Госдуме: итоги работы за 6 лет