Россия может пойти по пути наращивания экономического потенциала и начать воздавать должное пенсионерам, несмотря на дефицит бюджета и рост потребительского спроса со стороны пожилых, но для этого надо пересмотреть распределение ВВП. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал экс-министр финансов Якутии Эрнст Берёзкин, подчеркнув, что наша страна вряд ли выберет такой путь.

Читайте также: От реформы пенсионной системы вырастет лишь статистика сердечных приступов

«Публичное обсуждение проблемы пенсионного обеспечения в России сводится к констатации фактов: средств в бюджете не хватает, численность пенсионеров растёт, в том числе в соотношении к работающему населению, продолжительность жизни растёт. Соответственно всем дается понять, что повышение пенсионного возраста в России неизбежно, а поэтапность повышения — это уже детали», — пришёл к выводу эксперт.

По его мнению, страна может пойти по пути наращивания экономического потенциала, чтобы платить достойную пенсию, или начать воздавать должное нашим пенсионерам, несмотря на дефицит бюджета и надеясь на частичный рост ВВП за счёт роста потребительского спроса со стороны пожилых людей.

Эрнст Берёзкин констатировал, что при глубоком анализе видны проблемы, которые не позволяют наедяться на справедливость для наших стариков. Первая — это коэффициент замещения, то есть процентное соотношение пенсии к заработной плате.

Читайте также: За четыре года пенсионный фонд сократит свыше 9000 сотрудников

«Проще говоря, какую часть предыдущего дохода будет получать человек, выйдя на пенсию. Есть даже норматив ООН, по которому государственная система страны должна компенсировать не менее 40% предыдущего дохода. Во многих странах Европы он существенно выше, достигает 70−80%, в США — 41%. В России же он около 30%. И это при крайне низком уровне средней заработной платы в стране. Развитые страны расходуют на пенсионное обеспечение от 22 до 33% ВВП. Россия же — всего около 8% ВВП», — отметил экс-министр финансов Якутии.

Эрнст Берёзкин также обращает внимание на то, что пенсионная система России, по его мнению, работает «с нуля».

«И здесь возникает дилемма — яйцо или курица, — отметил эксперт. — Сделаем очень грубые подсчеты. Возьмем среднюю заработную плату в стране в размере 40 тыс. рублей и 75%-ный уровень коэффициента замещения (памятуя о низкой зарплате в России), 12 месяцев в году и 40 млн пенсионеров в России. Получаем 14,4 трлн рублей. Это примерно 20% от ВВП, и 87,2% от параметров федерального бюджета 2018 г. Но мы должны быть реалистами, во всей этой массе цифр и фактов надо вычленить ключевой фактор — доля ВВП, направляемая на обеспечение пенсий. Пока в стране, основная масса ВВП которой идет на обогащение узкого круга лиц, это невозможно. Я не адепт коммунистических идей, национализации, но разумность в экономике нашей страны должна превалировать, иначе страна останется на задворках цивилизационного мира. В конце концов, политику в стране должно делать старшее поколение, по-нашему аксакалы, которые свободны от пут повседневности зрелого и молодого поколения, и чьи мысли только о процветании своих потомков».

Читайте также: НПФ пользуются «неграмотностью граждан, чтобы не разориться»

Повышение пенсионного возраста Эрнст Берёзкин также назвал попыткой бухгалтерской отсрочки разрешения накопившихся проблем. Их логичнее было бы решать задействованием Конституции РФ в части освоения природных ресурсов страны на благо всех её жителей.

«Экономическая составляющая диктует общепланетарную объективность отдачи природных богатств на пользу всего народа страны. Сделать это очень просто, была бы воля и чистое сердце. На разум и волю, загнанных в угол пенсионеров я не уповаю. Соблюсти баланс между достойной жизнью наших стариков и нагрузкой на экономику и бюджет России вполне возможно. Надо просто разогнать действующих руководителей», — уверен Эрнст Берёзкин.

Напомним, необходимость повысить пенсионный возраст в России в течение 10−16 лет констатировал руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР), бывший министр финансов Алексей Кудрин, подчеркнув, что количество работающего населения ежегодно уменьшается на 0,5−1 млн человек, а количество пенсионеров растёт.

«Поэтому всех собираемых налогов не хватает для обеспечения достойной пенсии, — резюмировал Кудрин, обратив внимание также на то, что до этого года темп роста ВВП в России был на недостаточном уровне — около 1,5% против 3,5% принятых мировыми стандартами. «Только при достижении такого уровня мы сможем чувствовать себя уверенно», — заявил экс-министр финансов.

Как сообщало ИА REGNUM, министр финансов РФ Антон Силуанов ранее заявлял о намерении внедрить в России системы так называемого индивидуального пенсионного капитала (ИПК), который, как надеются, обеспечит рост пенсий и даст дополнительный инвестиционный ресурс экономике. Этот механизм должен заработать в 2019 году.

«Я считаю, что это программа демонтажа пенсионной системы в РФ, — комментировал идею экономист Василий Колташов. — Те люди, которые в силах оставить себе сбережения на старость или инвестировать их куда-то, могут сделать это и без государства. Там для этого не нужно писать заявления, не нужно искать специальные инструменты. Они могут просто купить недвижимость. Это старый способ, когда какая-нибудь капитанская вдова покупала домик, сдавала комнаты и тем самым обеспечивала себе старость».