Города-лидеры по показателю обеспеченности торговыми площадями в России
Москва, 27 марта, 2018, 10:44 — ИА Регнум. В России третий год наблюдается снижение темпов прироста качественных торговых площадей. Совокупная арендопригодная площадь торговых центров, открытых в России в 2017 г. оду составила 780 тыс. кв м, что на 51% меньше показателя 2016 года. Такие данные представил Минэкономразвития РФ в годовом отчете о торговой недвижимости.
При этом на региональные города (исключая Москву и Санкт-Петербург) пришлось 532 тыс. кв. м, или 68% от общего ввода, — рекордно низкий показатель за последние 13 лет.
Такой антирекорд связан с тем, что в 2014—2015 гг. в условиях кризиса сократилось количество новых проектов, а часть была заморожена либо перенесена на более поздний срок.
Всего на конец 2017 г. общий объем качественных торговых площадей в России составил 27 млн кв. м, из которых около 37% приходится на Москву и Санкт-Петербург и еще 24% — на остальные города-миллионники.
Таким образом, на 22% населения страны приходится более 60% качественного предложения торговой недвижимости, что свидетельствует о довольно неравномерном распределении. Несмотря на столь высокую концентрацию предложения в городах-миллионниках, около 45% арендопригодной площади проектов, анонсированных в 2017 г. со сроками реализации вплоть до 2023 г., приходится как раз на такие города.
В их числе Челябинск (150 тыс. кв. м), Пермь (110 тыс. кв. м), Екатеринбург (80 тыс. кв. м) и Ростов-на-Дону (27 тыс. кв. м). При этом довольно высока доля проектов (32%) и в городах с численностью населения 100−300 тыс. человек, включая Волгодонск, Грозный, Новочеркасск, Пятигорск.
Пятерка лидеров среди городов-миллионников в России по показателю обеспеченности качественными торговыми площадями в 2017 г. не изменилась — как и в 2016 г., ими стали Самара (682 кв. м на 1 000 человек), Екатеринбург (657 кв. м на 1 000 человек), Санкт — Петербург (570 кв. м на 1 000 человек), Нижний Новгород (523 кв. м на 1 000 человек) и Москва (500 кв. м на 1 000 человек). Свои позиции в рейтинге улучшили Ростов-на-Дону, который переместился с 7-го на 6-е место с показателем в 464 кв. м на 1 000 человек, а также Воронеж — с 10-го на 7-е место с показателем в 431 кв. м на 1 000 человек.
Лидерство по количеству открытий новых магазинов на территории России в 2017 г. сохраняют федеральные сетевые ритейлеры товаров «первой необходимости» и fashion, преимущественную долю из которых занимают игроки «эконом» и «среднего» ценовых сегментов.
Так, по количеству открытий уже несколько лет подряд лидирующие позиции занимают крупнейшие продуктовые дискаунтеры — в 2017 г. сеть «Пятерочка» пополнилась 2 862 новыми магазинами, а общее их число достигло 11 тыс. 225 торговых точек; «Магнит» открыл 1 624 магазина, доведя общее число магазинов в управлении до 12 тыс. 576. Активное развитие своей розничной сети в 2017 г. продолжила и сеть «Детский Мир», открыв по итогам года 94 магазина на территории России. Для сравнения, ближайший конкурент ритейлера — сеть «Дочки-Сыночки» — прирос 12-ти новыми супермаркетами.
Кроме этого, интенсивную экспансию продолжил и крупнейший DIY-ритейлер «Леруа Мерлен» — по итогам года открылось 13 новых гипермаркетов. В fashion и других торговых сегментах в качестве игроков, открывших наибольшее количество новых магазинов в 2017 г., можно отметить такие сети, как Fix Price (более 170 магазинов), Gloria Jeans (более 100 магазинов), ГК «Обувь России» (более 80 магазинов), McDonald’s (более 50 точек), Familia (более 40 магазина), «Читай-город» / «Буквоед» (80 магазинов), «М.Видео» (27 магазинов), H&M (21 магазин), Cozy Home (20 магазинов), Hoff! (11 магазинов) и другие.
В 2018 году, согласно анонсированным проектам, показатель ввода торговых площадей в профессиональных ТРЦ региональных городов России увеличится почти на 50% по сравнению с 2017 года и составит 799 тыс. кв. м.
Среди крупнейших объектов, заявленных к вводу, можно отметить торговую составляющую МФК Arsib Tower в Тюмени, ТРЦ Golden Park в Нижневартовске и ТРЦ «Калина Молл» во Владивостоке.
Несмотря на высокую строительную готовность большинства заявленных проектов, вероятность переноса открытия части площадей на 2019 года не наблюдается, поэтому фактически объем введенных по итогам 2018 года ТРЦ может составить порядка 560 тыс. кв. м, то есть 70% от заявленного объема.
В отчете отмечается, что в ближайшие год-два (2018−2019 гг.) основной акцент в регионах России девелоперы будут делать на достройке имеющихся проектов, разморозке долгостроев, а также реновации и расширении торговых центров, давно работающих на рынке. Как следствие, не ожидается выхода большого количества новых проектов на строительные площадки.
Читайте также: ТРЦ с нарушениями пожарной безопасности должны быть закрыты
Как сообщало ИА REGNUM, 25 марта в Кемерово произошел сильный пожар в кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня». Из-за грубых нарушений противопожарных норм и неисполнения существующих регламентов при чрезвычайных ситуациях в этой страшной трагедии погибли не менее 64 человек и еще 16 пропали без вести.
Справка:
ТРЦ)"Зимняя вишня» расположен в центральной части города Кемерово на проспект Ленина, д. 35) Ранее на месте здания находился снесенный в 2007 году Кемеровский кондитерский комбинат (ККК). Его компания-владелец (ОАО «ККК») в 2009 году была перепрофилирована, в сентябре 2009 года была открыта первая очередь ТРЦ «Зимняя вишня». Полностью торговый центр заработал в ноябре 2013 года.
Площадь четырехэтажного здания — 18,9 тыс. кв. м. В ТРЦ располагалось около 14 магазинов, отделение Сбербанка, кафе, детский центр, фитнес-центр, кинотеатр с тремя залами (один зал на 256 мест и два — на 143 места каждый), парковка на 250 машино-мест, автомойка, сауна, игровая комната, бассейн.
Читайте также: Смертельный пожар в ТЦ Кемерова: все новости