Четвертый энергоблок Белоярской АЭС с реактором БН-800 возобновил работу 11 марта. На энергоблоке была осуществлена плановая перегрузка топлива, техническое обслуживание и профилактический ремонт оборудования.

Накануне запуска энергоблока в социальных сетях начал активно распространяться анонимный комментарий о том, что энергоблок не может быть запущен из-за проблем с топливом, загрузку которого блокирует автоматика, и даже несмотря на официальное сообщение атомной станции о возобновлении работы БН-800 распространение агитки о «втором Чернобыле» продолжилось.

Ситуацию прокомментировал эксперт в области новых технологий в атомной энергетике — научный руководитель Курчатовского комплекса перспективной атомной энергетики НИЦ «Курчатовский институт» Павел Алексеев.

«Никаких поводов для беспокойства в данной ситуации я не вижу. В нашей стране обоснования безопасности атомных объектов проверяет Ростехнадзор. Энергоблок БН-800 уникальный, много инновационного оборудования, опыт эксплуатации которого ещё только нарабатывается. К тому же на энергоблоке идёт поэтапное освоение МОКС-топлива. Атомщики выполняют эти работы спокойно, торопливость здесь не пойдёт на пользу. Когда все работы были выполнены — тогда и завершился срок планового ремонта и техобслуживания энергоблока», — сообщил ученый.

Алексеев опроверг предположения анонимных экспертов о срабатывании автоматики, блокирующей загрузку топлива.

«Ни о какой блокировке автоматики речи не идёт. С каждым энергоблоком возникает много рабочих вопросов в начале его эксплуатации. Поэтому как раз во имя безопасности БН-800 во время плановых остановов энергоблока проводится большой объём работ по освоению опыта эксплуатации его устройств и систем. Корректируются, уточняются, отрабатываются различные технологические особенности», — отметил он.

Комментируя высказывания о том, что для перегрузки топлива придется отправить работников атомной станции в активную зону реактора, ученый пояснил: «Перегрузка топлива на атомных станциях сейчас осуществляется в дистанционном режиме, поэтому никаких людей в активную зону запускать не требуется. Напомню, что после того, как новый реактор вступил в эксплуатацию, людям в активной зоне делать нечего — это меры безопасности. На этой стадии вручную уже ничего не открывают и не достают».

«В общем, на Белоярской АЭС идёт совершенно обычная работа, направленная на обеспечение высокой безопасности объекта», — подчеркнул Павел Алексеев.