Российское законодательство стало тормозом развития налоговой системы, считает председатель комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров. Об этом он заявил 17 января, выступая в рамках второго дня работы «Гайдаровского форума».

«Ни одно государство не сможет заставить платить налогоплательщика больше, чем он готов заплатить, — напомнил он участникам форума. — Эта мысль лежала в основе того Налогового кодекса, который создавался 20 лет назад. В декабре позапрошлого года президент сказал, что 2017 год станет годом обсуждения, а в 2018 году нам надо принять решение по настройке налоговой системы так, чтобы создать устойчивую налоговую систему главной задачей, которой будет обеспечение экономического роста выше среднемировых темпов. Обсуждали на всех площадках. Именно эта работа объединила всех».

Однако Макаров признался, что у него сегодня вопросов больше, чем ответов.

«По опросам 12−13-летней давности, наши налоговые органы входили в тройку самых ненавидимых бизнесом органов, — рассказал депутат. — Но выяснилось, что есть простые средства, как исправить ситуацию. Понадобился лишь один окрик президента — остановить налоговый террор и перестать кошмарить бизнес. Сегодня у нас появились те возможности, о которых мы не имели представления 20 лет назад. Налоговая служба РФ стала одной из лучших в мире».

В тоже время, по словам Макарова, сегодня законодательство становится тормозом развития налоговой системы. Правительство постоянно вносит в него то одно, то другое изменение, и в результате складывается «кошмарная картина».

«Налоговый кодекс переписывается с помощью подзаконных актов, и он перестал быть законом прямого действия, — констатировал Макаров. — Налоговый кодекс, по поводу которого мы спорим сегодня, больше не имеет никакого значения. Круг лиц, на который будут распределены льготы, будет определен правительством, порядок, в котором это будет происходить, определит также правительство».

Напомним, что 16 января на совещании у президента РФ глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что закон о налоговой амнистии коснётся 20 млн человек. Этот нормативный акт предполагает «списание» 41 млрд рублей.