Якутии не удаётся растянуть республиканские госгарантии на малую авиацию
Якутск, 20 декабря, 2017, 12:38 — ИА Регнум. На заседании Госсобрания Якутии 20 декабря долго спорили о возможностях выделения 139 млн рублей на развитие малой авиации. Когда речь шла о том, что республике она очень нужна, депутаты поддержали такую поправку в бюджет на 2018 год. Но затем, когда встал вопрос о том, что нужно придумать, откуда брать на эти цели деньги, бюджет приняли без учёта субсидирования покупки малогабаритных воздушных судов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Читайте также: За концепцию развития малой авиации Якутии заплатят 2,5 млн рублей
Трудности возникли с тем, что средства на развитие малой авиации необходимо было высвободить из 2,86 млрд рублей, определённых на госгарантии жизнеобеспечивающим компаниям республики. Но эта сумма уже распределена, и для того, чтобы дать одним, придётся забирать у других.
Поправку к бюджету республики на 2018 год внёс депутат Госсобрания региона Виктор Фёдоров, напомнив, что вопрос транспортной доступности в Якутии поднимается уже 4,5 года, и решить его без развития малой авиации невозможно.
«Автомобильные дороги и железнодорожные пути у нас во многих местах практически отсутствуют, речной и морской транспорт имеется сезонно. 60% населённых пунктов республики не имеют круглогодичного транспортного обеспечения. Эти вопросы мы обсуждали на Совете Федерации, но поддержки не получили. Но вы знаете, что система арктических перевозок в настоящее время находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Пассажирооборот самолётов вместимостью 15−19 мест сегодня в 40 раз меньше, чем в 90-ом году, а вместимостью 90 мест — в 60 раз», — сказал в своём выступлении депутат.
Виктор Фёдоров также констатировал, что в связи с высокой стоимостью строительства и эксплуатации наземной инфраструктуры, воздушный транспорт остаётся безальтернативным средством пассажирского сообщения на территории Якутии.
«Средняя стоимость строительства одного километра дороги составляет 10 млн рублей. Тогда получается у нас если строить 100 километров — это миллиард рублей. Содержать её потом — это 40 млн рублей в год, ну это нереально, — уверен председатель комитета Госсобрания, курирующего вопросы инфраструктуры. — Остаётся один путь — воздушный транспорт».
Читайте также: Проблемы транспортной доступности в Якутии решат развитием малой авиации
Пока у регионе ситуация такова: рейсы санавиации, авиалесохраны и МЧС выполняют вертолёты МИ-8 со стоимостью часа от 200 тыс. рублей, летают также самолёты АН-2 со стоимостью лётного часа от 132 тыс. Полёты малой авиацией будут стоить порядка 20 тыс рублей за один лётный час, заверил Виктор Фёдоров. Но на развитие в этом направлении необходимо 139 млн рублей госгарантий, который пойдут на субсидирование покупки трёх самолётов. За 4 года Виктор Фёдоров считает нужным довести количество малогабаритных воздушных судов до 22 штук.
«Я думаю, если мы пойдём по пути развития малой авиации, то мы эти гарантии в течение одного года отработаем. На сегодняшний день большинство самолётов и вертолётов, осуществляющих в республике перевозки, дорабатывают свой ресурс, и будут выведены из эксплуатации, наверное, в 2018—2019 годах. Выдумать ничего не надо, есть пример Аляски, население и территория там чуть меньше, но суммы сопоставимые. Там проблема транспортной доступности решена с помощью малой авиации. На каждые 70 человек — 1 самолёт. В России на один самолёт — на 20 тыс. человек, в 300 раз меньше. Там действует простой принцип — если до деревни нет дороги, значит в деревне есть самолёт», — привёл депутат в пример решение проблемы транспортной доступности северных территорий в США.
Читайте также: Малая авиация обременяет бюджет Якутии и не удовлетворяет пассажиров
Виктор Фёдоров призвал запустить проект развития малой авиации в регионе в этом году. Первыми населёнными пунктами, в которые начнут летать новые малогабаритны самолёты, как предполагается, станут Сангар, Вилюйск, Верхневилюйск, Кобяи, Вилюй, Джебарики-Хая, Хандыга.
Однако у представителя правительства республики к таким масштабным планам возникло резонное замечание: денег нет. Он напомнил, что в проекте бюджета на 2018 год госгарантии 2,8 млрд рублей, и все деньги уже распределены, а увеличить объём этих средств республика не может себе позволить. Госгарантии предусматриваются для жизнеобеспечивающих предприятий. Из озвученной суммы 750 млн рублей получит ГУП ЖКХ («этого даже недостаточно, так как потребность 3,6 млрд, по госгарантии берём с коэффициентом один к трём у Сбербанка, а значит нужно 1,2 млрд. рублей»). «Саханефтегазсбыту» полагается 500 млн рублей («это обеспечение топливом северных и арктических территорий, тоже с коэффициентом один к трём»). Предусмотрена также гарантия 70 млн рублей для «Якутопторга» в целях завоза продуктов питания и муки в арктические территории и отдалённые населённые пункты. Часть денег получит «Ленское объединённое речное пароходство для кредита на обеспечение навигации, предусмотрены гарантии для «Водоканала» Якутска на строительство водозабора. Ещё 500 млн рублей отложены для авиакомпании «Якутия».
Представитель правительства предложил прежде, чем выделять деньги, разработать дорожную карту по созданию эксплуатанта, который будет приобретать самолёты и получит субсидии. Пока в Якутии компаний, которые имеют право осуществлять пассажирские авиаперевозки, только три «Полярные авиалинии», «Якутия» и «АЛРОСА».
"Предлагаю в следующем году этот вопрос проработать. Сама идея хорошая», — подчеркнул министр финансов.
Читайте также: Авиапроблемы в Якутии: Невыгодно, чтобы люди чувствовали себя свободными
Спикер Госсобрания республики Александр Жирков напомнил, что это уже слышали три года назад.
«Идея очень хорошая, давайте мы в будущем году проработаем». Но три года прошло. Медленно работаете», — сказал он Валерию Жондорову.
В итоге отклонённая комитетом поправка к бюджету республики на 2018 год была принята депутатами республиканского парламента на заседании.
Однако уже после этого слово взял Валерий Жондоров, который снова подчеркнул: доводы правительства о том, что нет эксплуатанта, который в течение года может эти деньги использовать.
«Но у нас есть обязательства по уровню госдолга, именно сейчас мы проводим его реструктуризацию на семь лет, все расчёты таблицы и дополнительные соглашения по бюджетным кредитам уже представлены в Минфин РФ, на 7 лет определён уровень госдолга как в процентном соотношении, так и в абсолютном выражении на основании бюджетов. 2,86 млрд рублей надо перераспределить с тех компаний, которые озвучены без изменения объёмов госгарантий», — отметил министр финансов республики.
В связи с невозможностью принять бюджет на 2018 год в таком виде его рассмотрение отложили, и продолжили после перерыва, во время которого состоялось заседание бюджетного комитета. В итоге было решено принять бюджет с поправкой о выделении средств на развитие малой авиации, прописав её протокольно. Теперь осталось только найти на неё деньги.
Как сообщало ИА REGNUM, в Якутии уже не раз говорилось о необходимости решить проблему транспортной доступности в населённых пунктах с помощью развития авиации. В том числе в своём выступлении в декабре на 425-м пленарном заседании Совета Федерации в рамках «Часа субъекта» глава республики Егор Борисов заявлял о необходимость развития в регионе малой авиации, в том числе аэропортов. Он констатировал, что сегодня в республике лишь 9 из 32 аэропортов имеют искусственное покрытие взлётно-посадочных полос, и общий износ основных фондов аэропортов составляет 80%.