В Восточном Центре государственного планирования, входящем в структуру Министерства по развитию Дальнего Востока опровергли появившиеся в сети публикации о серьёзном конфликте коллектива Центра с Минвостокразвития. В дирекции утверждают, что никаких заявлений для прессы подобного рода не делали, передает корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: Проблемы ДФО: концессионные соглашения, ГКЧ и проблемы промполитики

Бурную реакцию социальных сетей вызвала появившаяся в одном из Телеграм-каналов публикация о ситуации в Восточном Центре государственного планирования — бывшем ДальНИИ рынка в Хабаровске. Анонимные авторы от имени научного коллектива рассказали читателям о сложных взаимоотношениях Центра с учредителем — Министерством по развитию Дальнего Востока.

«Научный руководитель Вадим Заусаев раскритиковал комплексные планы развития субъектов ДФО, а заодно — и своего учредителя — Минвостокразвития. По мнению ученых в этих планах отсутствует научная основа, не отражены объективные возможности экономического роста. Расчеты перспективных макропоказателей спорны и излишне оптимистичны. Они не вытекают из ретроспективной динамики, а базируются на инвестиционных проектах, риски которых не учитываются. Комплексный анализ социально-экономического развития Дальнего Востока показал, что в макрорегионе, на фоне сужения самопроизводственной основы хозяйствования снижается демографический потенциал. Мультиплицируя друг друга они формируют далеко идущие геостратегические риски, обостряя проблемы национальной безопасности. Южные приграничные регионы, сохранившие более диверсифицированную экономику и перерабатывающие производства, рентабельность которых преимущественно отрицательная, имеют существенные ограничения роста. Южные приграничные регионы, сохранившие более диверсифицированную экономику, перерабатывающие производства, рентабельность которых преимущественно отрицательная, имеют существенные ограничения роста. В то же время северные субъекты, усилившие сырьевую специализацию и существенно сократившие население, привели в соответствие свою воспроизводственную основу с коммерческими принципами хозяйствования. Статистические оценки показывают, что подобные тенденции наблюдаются и по качеству жизни, хотя южные субъекты расположены в более благоприятных климатических условиях. Отсюда вытекают направления и приоритеты государственной поддержки», — написали анонимные авторы письма.

Далее говорится о том, что данные президентом России поручения по развитию Дальнего Востока требуют от дальневосточной науки более глубокого изучения происходящих здесь процессов. И опыт научного коллектива Восточного Центра государственного планирования (ДальНИИ рынка) позволяет эти задачи решать. Однако, по версии авторов, этому препятствует учредитель Центра — Министерство по развитию Дальнего Востока:

«Качество исследований снижается. Причина — в постоянном отвлечении сотрудников от научно-исследовательской работы на текущие задачи министерства. На это уходит половина рабочего времени, все приходится делать в авральном порядке. С созданием филиала в Москве усилилась дифференциация по заработной плате — причем, не в пользу хабаровских сотрудников. Не приветствуется участие в научных конференциях, написание научных статей. Отношение руководящих сотрудников из Минвостокразвития неуважительное, часто переходящее грань человеческих приличий. За 2017 год уволились 9 сотрудников из 24 работавших. Дальнему Востоку — конец?», — спрашивают авторы письма.

Читайте также: Путин пообещал принять меры за срыв программ по развитию Дальнего Востока

Собственно, ничего такого, о чем всем дальневосточникам не было бы известно, «Письмо» не содержит. Между тем, ажиотаж вызвал тот факт, что исходит «крик души» из очень уважаемого на Дальнем Востоке института с многолетней историей. За разъяснениями корреспондент ИА REGNUM к и.о. директор ФАНУ «Восточный Центр государственного планирования» Руслану Гулидову:

«Начну с того, что мы никогда не публиковали ничего подобного, никто из нас, включая уважаемого коллегу, научного руководителя Вадима Заусаева, не делал никаких заявлений для прессы. Я думаю, что кто-то, непонятно зачем, выложил такое письмо в сеть, перевернув и извратив все факты, которые мог слышать на каких-то совещаниях. Конечно, в развитии ДФО есть множество проблем, разве кто-то это скрывает? Конечно, и вы, и ваши читатели знают это не хуже нас, главная проблема региона на сегодняшний день — отток населения. Да, конечно, в процессе работы мы с коллегами спорим, порой эти споры бывают очень жесткими. Но это споры единомышленников, а не дрязги. Возможно, кто-то что-то услышал, не всё понял и выложил в сеть. Я не знаю, кому и зачем понадобилось это. Возможно, кому-то не очень нравится, что сегодня деятельность нашего института стала более прикладной. Времени на отвлеченные исследования, когда можно год сидеть и работать над некой абстрактной проблемой — нет. Поэтому такие исследования свернуты. Но им на смену пришли другие, те, которые необходимы сегодня и сейчас. Хочу обратиться к авторам «Письма»: не стоит раскачивать дальневосточную «лодку», ей итак очень непросто плыть».

Читайте также: Люди бегут с Дальнего Востока: скука, тоска, болото

ИА REGNUM : — Руслан Витальевич, в 2012 году было создано Министерство по развитию Дальнего Востока. Сегодня, накануне 2018 года каким Вы сами считаете промежуточный результат развития региона?

Результат, несмотря на множество трудностей, я, всё-таки, считаю положительным. Всё-таки сделано много. Но и очень много сделать еще предстоит. Есть поручения президента сформировать планы развития регионов, найти финансирование на реализацию этих планов. Задача для регионов грамотно использовать федеральные субсидии на развитие социальной сферы, создание дорожной сети и другие.

ИА REGNUM : — Но люди с Дальнего Востока бегут. Несмотря на «промежуточные успехи». Что нужно сделать, чтобы не бежали?

Создать комфортную среду проживания. Люди уезжают по многим причинам. Это и недостаток работы, и климат, и другое, и некомфортные условия проживания. И инерционный фактор тоже нельзя сбрасывать со счетов — друзья, родственники уехали, человек уезжает вслед за ними. Необходимо создавать комфортные условия. Тогда и уезжать перестанут, и сюда поедут.

Читайте также: О зарплатных долгах в Хабаровском крае доложили Путину

Как сообщало ИА REGNUM, с созданием той самой, «комфортной среды проживания» на Дальнем Востоке пока большие проблемы. Об этом в ходе Восточного экономического форума говорил глава государства Владимир Путин. Президент особо подчеркнул, что в рейтинге госпрограмм в интересах Дальнего Востока по ряду направлений картина удручающая.

С Дальнего Востока бежит население. Причем, уезжают, в большинстве своем, перспективные и молодые, а на смену им либо никто не приезжает, либо приезжают выходцы из стран Центральной Азии — плохо образованные и с начальными трудовыми навыками.

На регионы ДФО приходится львиная доля зарплатных долгов в России. В Хабаровском крае СК РФ пообещал работодателям, не выплачивающим своим работникам жалованье, отправку в СИЗО и реальные сроки лишения свободы. Слово у СК РФ не разошлось с делом: один из таких работодателей отправился в изолятор временного содержания прямо с заседания межведомственной комиссии в мэрии Хабаровска.

Жители ДФО жалуются на дорогие авиабилеты, причем, если полёты до Москвы и обратно несколько подешевели, то перелеты внутри региона обходятся дороже, чем в центр России. Особенно актуально это для субъектов, где авиация — единственный способ добраться из одного населенного пункта в другой.

Дальнему Востоку не хватает портов, а ежегодно презентуемые проекты строительства морских специализированных комплексов реализуются крайне медленно — большинство из них остаются на бумаге годами.

Но, в принципе, по мнению большинства дальневосточников, людям здесь не хватает средств на нормальную жизнь — очень высокие цены «съедают» небольшие зарплаты, которые уходят, в основном, на продукты и предметы первой необходимости. И это, наверное, главный фактор. Ведь ехали в советское время на Дальний Восток — который был обустроен куда меньше. Но ехали — на заработки, из Москвы и Санкт-Петербурга. Сегодня на заработки дальневосточники уезжают в обратном направлении.