Магистраль «Евразия»: спрос появится потом
Москва, 12 декабря, 2017, 18:58 — ИА Регнум. Успех проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Евразия» будет зависеть от реализации некоторых принципиальных рисков, которые пока сложно оценить в силу новизны проекта. Об этом рассказала аналитик Управления стратегического и отраслевого анализа Евразийского банка развития Наталья Гастон, сообщило «РЖД-Партнер» сегодня, 12 декабря, передает ИА REGNUM.
По мнению аналитика, одним из рисков является то, что в пассажирском движении особенно остро стоит вопрос конкуренции магистрали и воздушного транспорта.
«Ряд примеров строительства ВСМ за рубежом, например в Испании и TGV во Франции, показывает, что реализованные проекты в части пассажирского движения зачастую оказываются убыточны вследствие низкой загрузки. С учетом этого фактора можно констатировать, что низкая плотность населения в России (223 из 241 стран по данным ООН) значительно обостряет риски спроса в пассажирском движении в проекте ВСМ «Евразия», — считает Наталья Гастон.
В такой концепции количество промежуточных остановочных пунктов ВСМ может быть ограничено крупнейшими агломерациями, уверена эксперт. Однако в этом случае значительно снижается мультипликативный эффект для регионов, по территории которых будет проходить магистраль.
Также аналитик отметила, что авиация является конкурентом ВСМ и в грузовом сообщении. Но масштаб этого рынка на пространстве ЕАЭС пока очень мал, и общий объем грузовых воздушных перевозок, например, в России, по данным Росавиации, пока не превышает 1 млн тонн.
«Для «Евразии» устойчивая ниша грузов пока не сформировалась — проект несколько предвосхищает спрос. Заявленные капитальные затраты в проекте ВСМ «Евразия» на российском отрезке составляют 3,58 трлн руб., если предположить, что 50% объемов ВСМ будет обеспечиваться грузовым движением (объемом 11,9 млн т), даже при стоимости привлечения финансирования 4−6% инфраструктурная составляющая тарифа в грузовом движении в транзите может составить от 6 до 9 тыс. руб. за 1 т груза, в пересчете на условный контейнер 20 т — $2−3 тыс. за контейнер, не включая все прочие расходы», — подчеркнула аналитик.
По её словам очевидно, что потенциальными грузами высокоскоростной магистрали могут стать товары с высокой удельной стоимостью, наименее чувствительные к такому масштабу транспортной составляющей в структуре себестоимости в соотношении со скоростью доставки.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, общая протяженность высокоскоростной магистрали «Евразия» составит 9 тысяч 447 км, из которых по территории России пройдет 2 тысячи 366 км. Проект магистрали «Москва — Казань» протяжённостью 770 км рассматривается как первый российский участок будущей ВСМ «Евразия» — грузопассажирской высокоскоростной линии, которая должна соединить высокоскоростные линии Китая с европейской Euro Carex.
Магистраль станет первой в России со скоростью движения от 200 до 400 км в час. Добраться от начальной до конечной точки маршрута пассажиры смогут максимум за 3,5 часа. Магистраль соединит между собой Москву, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары и Казань. Позднее её планируют продлить до Екатеринбурга, а в перспективе — до Пекина.
Реализация проекта ВСМ «Москва — Казань» предварительно оценивается в 1,26 трлн рублей. Начало строительства магистрали намечено на 2018 год, а запуск её в эксплуатацию — на 2022—2023 годы.