Тюменские антимонопольщики доказали в суде сговор на торгах из восьми поставщиков медицинского оборудования и расходных материалов в регионе, а также в Югре и на Ямале. Даже несмотря на то, что Арбитражный суд Тюменской области отменил первоначальное решение УФАС, антимонопольная служба отстояла свою правоту в Восьмом арбитражном апелляционном суде, доказав, что участники торгов действовали согласованно, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе ведомства.

Сигнал о картеле поступил от правоохранительных органов в конце 2016 года. УФАС признало наличие картеля и сговор в 131 электронном аукционе в марте 2017 года. Арбитражный суд Тюменской области отменил решение Тюменского УФАС России на основании анализа цен контрактов с поставкой той же продукции, что и на торгах со сговором. Выяснилось, что цены участников картеля были ниже, чем цены контрактов в других регионах страны, заключенных с другими поставщиками. Причем стало известно, что в целом по России цены на медпрепараты и изделия завышались на протяжении долгих лет.

«При выявлении сговора на торгах антимонопольный орган не должен проводить полный анализ состояния конкуренции на товарном рынке. При квалификации действий хозяйствующих субъектов проводится анализ состояния конкуренции в рамках определенных торгов, который в нашем решении присутствует», — пояснил мотивы антимонопольщиков руководитель Тюменского УФАС России Игорь Веретенников.

Кроме того, некоторые звенья тюменского картеля поставщиков медтоваров оказались слабы, чему свидельствуют явки с повинной некоторых участников сговора.

«В сговоре компании состояли с 2013 по 2015 года. Целью заключения антиконкурентного соглашения являлось именно поддержание цен на торгах и заключение контрактов по максимально возможной цене. Победитель определялся еще до проведения торгов. Они распределяли аукционы между собой и с незначительным снижением начальной максимальной цены забирали себе контракты и спокойно их реализовывали», — акцентируют в УФАС.

И сговор на более, чем миллиард рублей был доказан в апелляционном суде. Участники картеля работали по следующей схеме. В аукционе принимают участие «компания-победитель» и «компания-статист». Каждая из них делает по одному ценовому предложению. Статисты заявляют цену на 1% больше, чтобы компания-победитель взяла заказ.

На данный момент участникам картеля грозит административная ответственность в виде штрафа в размере от 10% до 50% начальной максимальной цены контракта. К примеру, участникам московского фармацевтического картеля крупнейших поставщиков лекарств для лечения ВИЧ, гепатитов B и С, а также препаратов для пациентов с онкологическими заболеваниями назначен штраф на 90 млн рублей, хотя вменяемые им контракты потянули на 420 млн рублей, сообщила 8 декабря пресс-служба УФАС.

Как ранее заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, практически все торги в рамках госзакупок медикаментов картелизованы. Только в сфере распределения в рамках госзакупок медикаментов за три последних года антимонопольщиками выявлено около тысячи картелей.

«Практически все торги картелизованы, все торги мошеннические, почти все торги практически приводят к тому, что цена на них не падает, поддерживается, и бюджет несет непосильные расходы», — заявил Артемьев, говоря о госзакупках в отечественной медицине.