Венесуэла станет первой страной в мире, которая запустит национальную криптовалюту с обеспечением, однако нужно ли России перенимать такой антикризисный опыт, — рассуждают эксперты, опрошенные корреспондентом ИА REGNUM 4 декабря.

Венесуэла станет первой страной в мире, которая запустит национальную криптовалюту с обеспечением, заявил президент страны Николас Мадуро. Криптовалюта будет называться El Petro и будет обеспечиваться на основе нефтяных и газовых ресурсов, которые находятся в стране, а также за счет запасов золота и алмазов. Предполагается, что национальная криптовалюта поможет стране преодолеть экономический кризис.

Вопрос легализации криптовалют сегодня активно обсуждается в РФ — поручение прописать определение таких инструментов в законодательстве ранее дал президент РФ Владимир Путин. Возможность создания в будущем национальной криптовалюты в РФ также обсуждается в Центробанке РФ.

«Мы сейчас, как и многие регуляторы других стран, рассматриваем криптовалюту как, скорее, цифровой актив, поэтому тема национальной криптовалюты — это тема не ближайшего будущего, а среднесрочного или, может быть, долгосрочного», — заявляла ранее глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина.

Почему же опыт Венесуэлы в этом вопросе лучше не учитывать?

Против принципов

Президент Венесуэлы своим объявлением о создании национальной криптовалюты с обеспечением нарушает главные принципы всех криптовалют, считает председатель НП «Центр развития инновационного бизнеса» Алексей Михеев.

«Это, в частности, децентрализация, полная независимость от правительств стран и банковских структур, а также отсутствие привязки к каким-либо ресурсам, будь то нефть, золото или другие. Вряд ли такая валюта, зависящая от правительства и ресурсов страны, будет популярна за пределами страны, да и, скорее всего, в стране тоже», — считает Михеев.

По его словам, криптоинструменты были придуманы как раз для того, чтобы на них не могли повлиять мировые правительства и различные политические события. Именно эти принципы криптовалют привлекают инвесторов. А если страна предпримет попытку создать криптовалюту и привязать ее к ресурсам, то не получит ожидаемого результата.

«Если РФ хочет создать собственную криптовалюту, то не стоит привязывать ее к нефти, газу и прочим ресурсам», — уверен Михеев.

Минимальный спрос

Согласен с такой точкой зрения и член наблюдательного совета Банка Воронеж Роман Прохоров. По его словам, большинство игроков рынка криптовалют не захотят переходить под государственное влияние.

«Спрос на такую валюту будет совершенно минимальный, вряд ли крупные инвесторы захотят покупать криптовалюту, на которую есть способы давление извне, и РФ не следует идти по стопам Венесуэлы и создавать что-либо аналогичное», — считает Прохоров.

Он уверен, что попытка Венесуэлы создать национальную криптовалюту не увенчается особым успехом, поскольку основная идея президента страны — решить с помощью нового инструмента экономические проблемы в стране.

«Николасу Мадуро необходимо искать реальные способы выхода из экономического кризиса, в котором страна пребывает уже долгое время», — считает Прохоров.

Отвлечь внимание от настоящих проблем

Президент Венесуэлы рассчитывает с помощью введение нового платежного средства отвлечь внимание граждан от проблем в развитии страны, считает глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков («Справедливая Россия»).

«Для Венесуэлы это интересный вариант поупражняться, потому что там большая инфляция и девальвация национальной валюты. Очевидно, что в условиях кризиса власти хотят найти новый вариант платежного средства, который будет более стабилен, чем действующая национальная валюта. Это способ отвлечь внимание людей от проблем», — уверен Аксаков.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, РФ и Венесуэла в ноябре 2017 года подписали документ о реструктуризации долга Венесуэлы, сумма которого достигла 3,15 млрд долларов. Предполагается, что выплачивать задолженность страна будет в течение 10 лет. В целом, как отмечала ранее Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна, внешний долг Венесуэлы за 2016 год достиг 132,15 млрд долларов.

Красивый и опасный вариант

Введение национальной криптовалюты в Венесуэле может быть стать неким красивым вариантом, чтобы переключиться с одной действующей валюты на другую, продолжает глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков («Справедливая Россия»).

«Это вариант денежной реформы под прикрытием криптовалют, как было у нас в 1924 году, когда ввели золотой червонец. Будет, грубо говоря, золотой рубль и другие рубли», — считает Аксаков.

Однако, по его словам, распределенная частными лицами эмитируемая валюта — это очень опасный вариант, и вряд ли он позитивно закончится. В любом случае РФ не следует брать такой опыт легализации криптовалют за основу — по словам Аксакова, есть более удачные примеры.

«Для РФ интересней то, что американцы вроде бы готовы легализовать биткоин, открыть торги и дать возможность торговать биткоинами на бирже — это направление, которое надо изучать, смотреть, как оно работает. Нам надо быстрее самим надо запускать тестирование криптоинструментов на своей территории, на своих площадках и под своей юрисдикцией», — уверен Аксаков.