«Ранее действовала система: Казахстан ввозил уголь на ТЭЦ, а Киргизия проводила операции по воде. Однако уже два года так не делается. Я думаю, что через какое-то время мы вернемся к такому принципу», — сказал премьер-министр Киргизии Сапар Исаков, выступая на заседании республиканского парламента сегодня, 29 ноября.

По словам недавно назначенного главы кабмина, сейчас правительство Киргизии не может заявить о том, что вода является товаром, и потребовать за нее плату с государств, расположенных ниже по течению.

«Наши соседи должны вносить свой вклад в ремонт и другие работы. С 2000-х годов они, можно сказать, отказались от этого и мы должны в новом формате вести работу», —резюмировал премьер-министр.

ИА REGNUM напоминает, что в горах Киргизии берут свое начало реки Чу и Нарын, являющиеся основными источниками поливной воды для юго-востока Казахстана и Наманганской области Узбекистана. При этом на этих водоемах располагаются принадлежащие Киргизской Республике Токтогульская, Таш-Кумырская, Курпсайская и Шамалдысайская гидроэлектростанции, а также несколько малых ГЭС.

Отметим, водный вопрос в Средней Азии является одним из самых острых с момента распада Советского союза. В частности, ранее узбекские власти регулярно жаловались на то, что сопредельные государства, находящиеся у истоков высокогорных рек, используют свои водные ресурсы в качестве рычага давления на Казахстан и Узбекистан, располагающиеся в низовьях трансграничных рек. При этом ныне покойный узбексий президент Ислам Каримов неоднократно заявлял о том, что Астана и Ташкент выступают категорически против строительства ГЭС в Киргизии и Таджикистане.

Однако с приходом к власти нового главы Узбекистана Шавката Мирзиёева ситуация в этой сфере изменилась — в октябре 2017 года стало известно о том, что холдинг «Узбекгидроэнерго» намеревается принять участиев реализации проекта по возведению Камбаратинской ГЭС-1 на территории Киргизской Республики.