Что сильнее «душит» российский бизнес — власть или её отсутствие?

В правительстве очередной раз озаботились защитой предпринимательства

Москва, 24 ноября 2017, 20:01 — REGNUM  Проблема развития предпринимательства в России не в том, что бизнес «душат» проверками, а в коррупции и отсутствии настоящего контроля. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 24 ноября заявил директор института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий, комментируя заседание правительства РФ, на котором 23 ноября вновь обсудили варианты помощи российскому бизнесу.

В частности, речь шла о том, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, сократить число традиционных проверок и, как заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, «повысить уровень защиты людей и предпринимателей».

«Уровень контроля над бизнесом в РФ не выше, чем в западноевропейских странах, — заявил Кагарлицкий. — Более того, если взять средний уровень контроля в Европе, то в РФ он, может быть, окажется даже меньше. Где точно очень мало контроля — это в Танзании или Конго (и при этом там пока не наблюдается никакого «экономического чуда» — прим. ИА REGNUM ). Вопрос в том, что контроль в РФ тотально неэффективный. Это не контроль, а повод для коррупционных поборов».

При этом, как отметил эксперт, проблема не решится, если надзор, якобы так сильно мешающий предпринимателям, уменьшить.

«В каком-то смысле проверки действительно мешают, — отметил Кагарлицкий. — Бизнесмен может продавать гнилую говядину, а инспекторы из санитарного надзора будут ему препятствовать, серьёзно ограничивая развитие этого бизнеса. Думаете, рынок всё сам решит? Ну да, через какое-то время, когда помрёт некоторое количество клиентов, бизнес прогорит».

Кроме того, Кагарлицкий отметил, что следует конкретизировать, о развитии какого именно бизнеса идёт речь. Спекулянт, привозящий в страну дешёвый китайский импорт, и местный предприниматель, производящий эту же продукцию, но внутри страны — оба бизнесмены, но средства достижения цели и итоговая польза для экономики России — разные.

По мнению же директора Института политических исследований Сергея Маркова, исполнительная власть начала уделять больше внимания вопросам поддержки бизнеса, частной инициативы, малого и среднего предпринимательства. Это, на его взгляд, закономерный ход маятника, который в последнее время слишком сильно качнулся в сторону государственной экономики, а теперь возникла очевидная необходимость компенсировать этот дисбаланс.

«К сожалению, пока рано говорить об эффективном балансе интересов государства, общества и бизнеса во многих сферах, — отметил Марков. — Необходимо принятие модели развития бизнеса не только на уровне глобальных стратегических задач, но и на уровне министерств и ведомств, где по-прежнему превалирует запретительно-ограничительный подход, не способствующий наращиванию темпов экономического развития. Пока недостатки излишнего регулирования всё еще отчётливо видны в отношении целого ряда секторов экономики: рынка автострахования, рекламы, торговли в целом и интернет-торговли в частности».

Как заявил корреспонденту ИА REGNUM представитель российского союза промышленников и предпринимателей Александр Хребтов, степень комфортности ведения бизнеса в России наглядно демонстрирует динамика закрытия предприятий.

«Если говорить о проверочной нагрузке, то понятно, что с ухудшением экономической ситуации вопрос пополнения бюджета становится основным. Большое количество проверяющих органов не гнушаются тем, что начинают перекладывать нагрузку на плечи бизнесменов. Динамика того, как закрываются предприятия, показывает, что бизнесу в РФ не очень хорошо. Сказать однозначно, проверки каких именно ведомств мешают предпринимателям сильнее всего, нельзя. Тут, как говорится, на кого попадёшь. Сегодня проверяющий де-факто устанавливает правила игры. Он может по-разному трактовать ситуацию, в которой оказался бизнесмен, и в соответствии с этим назначать меру наказания. Крупные предприниматели могут защититься от произвола, наняв хороших юристов, однако малый бизнес остается незащищённым».

Напомним, по информации Минэкономразвития, доля госсектора ещё в 2012 году достигла 50% ВВП. К 2018 году её рассчитывали снизить до 20%. В действительности же доля государства и госкомпаний в ВВП увеличилась с 35% в 2005 году до 70% в 2015 году. Есть также сведения о том, что доля частных компаний в российской экономике за последние десять лет уменьшилась до 45,6%.

Так, член московской ТПП Анна Вовк со страниц ФедералПресс заявила, что в РФ на госсектор приходится более 70% экономики, в Казахстане — порядка 60%, в Белоруссии подходит к 75%. При этом в третьем квартале 2017 года о своём банкротстве заявили 3227 компании, что на 3% больше, чем во втором квартале, и на 12,4% больше, чем в третьем квартале 2016 года. Пострадали все: компании, занятые в строительстве, в торговле, в пищевой промышленности и в машиностроении.

Читайте развитие сюжета: «Надзорные каникулы» для малого бизнеса в РФ могут продлить до 2020 года

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail