Рост числа самозанятых в России свидетельствует о серьёзных диспропорциях на рынке труда, которые связаны не столько с недостатком вакансий, сколько с качеством самих рабочих мест. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 24 ноября заявила руководитель центра социального анализа Института глобализации и социальных движений Анна Очкина, комментируя результаты опроса аналитического центра НАФИ о динамике числа самозанятых в России.

«Как бы наше правительство ни думало о людях и ни считало, что такое безобразие есть исключительно свободная воля работников, на самом деле большинство людей в эту сферу идёт неохотно — они хотят постоянной работы, и было очень много исследований, которые указывают на то, что ради гарантий люди готовы отказаться от определённой доли заработной платы», — заявила Очкина.

Объясняется это тем, что элементарные гарантии и постоянство открывают возможность как для адекватного планирования собственного бюджета, так и, разумеется, для использования различных форм социальной поддержки.

«Люди хотят работать в огромной, большой организации, быть трудоустроенными официально, со всеми полагающимися гарантиями. Это характерно не только для России, но вообще для всех стран. Даже в США, где существует своего рода культ предпринимательства и самостоятельности, место в большой организации, в том числе государственной организации, считается очень статусным. Их «бюджетники» не ноют так, как наши: хотя они и проигрывают в зарплате, но они гордятся своей работой, тем более у них есть действительно много преференций и по ипотеке, и по образовательным кредитам для детей, и по множеству другого», — пояснила социолог.

При этом, вопреки популярному мнению, самозанятость обусловлена не столько нехваткой рабочих мест, сколько ухудшением качества тех рабочих мест, какие уже есть, считает эксперт.

«Первая причина возникновения фриланса — это крайне низкая заработная плата на основной работе. Среди фрилансеров, по разным оценкам, от 30% до 60% — люди, имеющие постоянную работу и вынужденные прирабатывать», — указала Очкина.

«Они не могут полностью уйти во фриланс, потому что постоянное гарантированное трудоустройство им необходимо, тем более что часто ваш статус — это ваша визитная карточка перед клиентами, с которыми вы уже работаете в качестве фрилансера. Таким образом, главная проблема — это вообще заниженная зарплата на квалифицированные, высококвалифицированные рабочие места», — считает она.

Другим фактором, который «выталкивает» людей в самозанятость, служит сильная монополизированность ряда рынков сферы услуг, когда спрос на тот или иной труд определяется не реальным качеством работы, а брендом — а они, как показывает практика, совпадают далеко не всегда. И уже только на третьем месте стоит фактор собственно нехватки вакансий как таковой.

«Это означает, что у нас очень искажён рынок труда. Что у нас люди либо вынуждены прирабатывать — это те, кто занимается фрилансами в дополнение к основной работе, — либо вынуждены работать вообще безо всяких гарантий. То есть значительная часть людей в активном трудоспособном возрасте выйдут на пенсию с нулями. Они активно работают, но государство не получает никаких от этого налогов», — констатирует Очкина.

Для того чтобы остановить негативные тенденции, государству придётся заняться серьёзным регулированием рынка труда. При этом речь идёт вовсе не о государственном вмешательстве в рыночный процесс — в первую очередь властям следует всерьёз заняться исполнением предприятиями своих обязательств перед сотрудниками.

«Решать вопрос о назначении зарплат, конечно, в условиях рыночной экономики государство не может. Но оно может установить хотя бы какие-то разумные границы. Если предприятие, условно говоря, работает с 30 занятыми, а вы платите две зарплаты — это ненормально. У нас очень много чиновников, проверяющих органов. Можно было бы их ориентировать на что-то более разумное — чтобы они проверяли состояние рынка труда. Потому что там очень много проблем, и на рынок труда сейчас завязано очень много», — заключила Очкина.

Ранее издание «КоммерсантЪ» опубликовало результаты опроса аналитического центра НАФИ о динамике числа самозанятых в России.

Согласно представленным данным, за год доля граждан, которые относят себя к категории самозанятых, выросла с 10% до 18%. При этом чаще всего такие фрилансеры заняты торговлей (11%), строительством (9%) и ремонтом (5%).

Самая большая доля самозанятых — среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (по 25% против 13% в других городах-миллионниках). При этом 20% столичных самозанятых утверждают, что фриланс для них является единственным источником дохода. В опросе приняли участие 1,6 тыс. респондентов.