Новую модель рынка тепла обсудили за круглым столом в Новосибирске. Как сообщает ГТРК «Новосибирск», за круглым столом собрались представители местных властей, энергетики и эксперты.

На базе Ассоциации «Сибирское соглашение» решено создать проектный офис для анализа первого опыта внедрения в регионах новой модели рынка тепла и его использования на других территориях.

«Самая изюминка этой модели в том, что она дает долгосрочную предсказуемость, — говорит эксперт рынка энергетики Сергей Бухаров. — Это стабильность бизнеса самих энергокомпаний и социальная стабильность. Я считаю, что это более прогрессивный, более удобный для всех способ регулирования тарифов. Если оставаться на методе «затраты плюс» — придем к Рубцовску, вот и всё».

Для двух сибирских городов Рубцовск и Черногорск, которые войдут в федеральный пилотный проект, это уже вопрос выживания. Существующая схема утверждения тарифов в теплоэнергетике уже привела к банкротствам ряда местных котельных. Без крупных инвестиций в тепловое хозяйство проблему не решить.

Отмечается, что новый закон, в отличие от старой модели, дает гарантии возврата вложений. Это предельный тариф на ближайшие несколько лет, рассчитанный исходя из затрат на строительство новой котельной. Не будет ли этот тариф слишком обременителен для потребителя? С этим вопросом сегодня связаны главные опасения регионов, которые пока думают, входить или нет в пилот? Руководители «Сибирской генерирующей компании» заявляют: слишком высокая цена услуги энергетикам тоже не выгодна. СГК сама инициировала поправку в закон, которая максимальную планку тарифа позволяет снизить вместе с социальными рисками.

«Поймите правильно, можно поднять на максимум, за 2 года все окупить, но это не наш бизнес, потому что социальные потрясения нам тоже не нужны, — говорит директор по тарифообразованию «Сибирской генерирующей компании» Екатерина Косогова. — Нам нужно планомерное поступательное развитие, а «снять денег» за 2 года и убежать, когда население начнет возмущаться и перестанет нам платить, — такой цели мы не ставили. У нас ведь бизнес не только в том, чтобы поставить тепло, нам нужно за него деньги собрать. Чем ниже тариф — тем выше собираемость, чем выше тариф — тем ниже собираемость. И здесь мы всегда всё просчитываем, чтобы были оптимальные условия».

«В Новосибирской области вопрос о возможности вхождения в пилотный проект по внедрению новой модели рынка тепла пока не поднимают, — говорит корреспондент Ольга Омелаенко. — В областном центре весь 2017 г. прошел под знаком дискуссий и митингов против решения повысить тарифы — в том числе, на тепло — сразу на 15%. Необходимость такого роста объясняли как раз тем, что из-за долгого сдерживания тарифа и нехватки денег на ремонты многие сети оказались изношены. Под давлением общественности решение в итоге отменили. Проблема осталась. Уже после начала отопительного сезона в Новосибирске не проходит ни дня без информации об аварийных отключениях тепла в жилых домах из-за устранения дефектов на тепловых магистралях».