Одним из основных элементов экологической безопасности и безопасности мореплавания эксперты видят эффективную организацию лоцманского обслуживания на трассе и в портах Северного морского пути, сообщает ИА REGNUM. Формирование самоокупаемой арктической транспортной системы, обеспечивающей непрерывный безопасный процесс транзита и обработки тоннажа, приносящей доход государству, — задача предстоящих лет. Следует рассмотреть модель развития морских портов арктического побережья России, расположенных в устьях крупных северных рек, в роли логистических пунктов, считает эксперт Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова:

Одним из основных элементов экологической безопасности и безопасности мореплавания является эффективная организация лоцманского обслуживания на трассе и в портах Севморпути (СМП). В суровых арктических акваториях работают ледовые лоцманы. Практика показывает, что суда, следующие на трассу СМП, нуждаются в квалифицированной помощи опытного ледового советника вне зависимости от того, следует судно в караване за ледоколом или находится на участках с разрешённым самостоятельным плаванием. Результатом работы лоцманских служб является отсутствие аварий и оперативность в рамках обеспечения технологического процесса отгрузки тоннажа в портах.

России предстоит сформировать единый подход к обеспечению трасс СМП своими линейными ледовыми лоцманами в части совершенствования системы их подготовки, аттестации, дипломирования и сертификации. А также — конкретизировать районы обязательной и необязательной лоцманской проводки в арктических морях и портах РФ.

Международная конкуренция высоких экологических стандартов и построенный в соответствии с ними дорогостоящий флот в будущем приведут к сертификации лоцманских организаций в соответствии с разработанными национальными стандартами. В России на сегодняшний день лоцманское обслуживание представлено десятками отдельных лоцманских компаний — государственных и частных. Вместе с тем мировая практика показывает, что в ряде приморских государств действует единая национальная лоцманская служба, деятельность которой регулируется отдельным законом.

Формирование на СМП самоокупаемой арктической транспортной системы, обеспечивающей непрерывный безопасный процесс транзита и обработки тоннажа, приносящей доход государству, — задача предстоящих лет. Проход судов по СМП и российской части Арктики необходимо взять под жесткий контроль. Преференции могут быть рассмотрены в отношении прибрежных стран СЛО, которые будут обеспечивать экологический мониторинг климатических изменений, важный для всего человечества.

В целом современное освоение Арктики подразумевает межструктурную и внутриотраслевую кооперацию: между ледоколами, лоцманскими, диспетчерскими службами, бункеровкой, спасателями, ремонтным обеспечением и другими составляющими, а также партнерство государства и частных инвесторов в обустройстве инфраструктуры. В данном случае единый координационный центр, так называемый «арктический оператор» в значительной степени повышает экономический эффект.

В заключение отмечу, что для оживления экономической отдачи от арктического направления в целом следует рассмотреть модель развития морских портов арктического побережья России, расположенных в устьях крупных северных рек, в роли логистических пунктов для состыковки морских и речных перевозок и соединения в единые артерии перевозки грузов морем и рекой вглубь материка.

Накануне Институт Европы Российской академии наук (РАН) совместно с рядом взаимодействующих научных и общественных организаций провел круглый стол на тему: «Современная Арктика: вопросы международного сотрудничества, политики, экономики и безопасности».

Читайте ранее в этом сюжете: Опорная Арктика: Осталось ли у России преимущество в борьбе и почём?