Госдума приняла к сведению основные направления денежно-кредитной политики на 2018−2020 годы, предложенные главой Центробанка РФ Эльвирой Набиуллиной, передает корреспондент ИА REGNUM 22 ноября.

Основные направления политики мегарегулятора в ближайшие три года в целом сохранятся прежними. Так, ЦБ и дальше планирует придерживаться стратегии таргетирования инфляции и политики плавающего валютного курса рубля.

В связи с этим ключевой задачей ЦБ сегодня и в ближайшие три года становится уже не снижение инфляции, а ее стабилизация на уровне 4%. Кроме того, как отмечается в докладе ЦБ, важно закрепить на таком же уровне инфляционные ожидания. При закреплении обоих показателей на уровне в 4% Центробанк планирует плавно снижать ключевую ставку.

«Мы продолжим снижать ключевую ставку, но достаточно плавно. При отсутствии неблагоприятных внешних факторов, возможно постепенное снижение ключевой ставки с текущей нормы 8,25% до равновесного уровня в 6—7% в течение одного-двух лет», — рассказала Набиуллина.

Центробанк продолжает придерживаться консервативного прогноза: в базовом сценарии цена за один баррель нефти составляет 40 доллара. При таких показателях, уверены в ЦБ, рост экономики РФ в 2018—2020 году составит 1,5−2%.

Кредитный голод

Депутаты проголосовали за принятие документа ЦБ к сведению. Между тем, у профильных комитетов есть некоторые замечания к нему. Так, глава комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев (ЛДПР) рекомендовал ЦБ более детально изучить значение и роль кредита в обеспечении экономического роста.

«О недооценке мегарегулятором роли кредита в современной экономике и его возможностей по стимулированию реального экономического роста свидетельствует и приветствуемое ЦБ сохранение тенденций к замещению кредитов облигациями», — отмечает Жигарев.

Между тем, профильный комитет считает, что ЦБ не следует поощрять замену кредита облигациями, поскольку это приведет к «искусственному сохранению кредитного голода» у предприятий реального сектора экономики.

«Выпуск облигаций следует рассматривать исключительно как средство привлечения инвестиций в крупные инфраструктурные проекты, тогда как реальному сектору экономики нужен доступ к кредитным ресурсам», — считает Жигарев.

Скорее жесткая

Кроме того, как рассказал в ходе пленарного заседания глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков («Справедливая Россия»), политика Центробанка могла бы в не которых вопросах быть менее жесткой.

«Очень много говорится о том, что ЦБ проводит умеренно-жесткую политику. Так вот мы в своем заключении отметили, что эта политика скорее жесткая, чем умеренная, и основанием для этого являются, например, факты абсорбирования избыточной ликвидности», — отметил Аксаков.

Так, по его словам, еженедельно в течение 2017 года в среднем абсорбировалось около 700 млрд рублей. Причем абсорбирование денежной массы значительно превышало операции по рефинансированию кредитных организаций.

Кроме того, отмечает Аксаков, ЦБ недооценивает дефляционные риски, которые влияют отрицательно на экономический рост.

«Сегодня инфляция уже проскочила уровень 3% и оценивается по концу года в 2,7−2,8%. Это, по опыту развития мировой экономики, как раз говорит о том, что за дефляцией пойдет торможение экономического роста», — уверен Аксаков.