«Узбекгидроэнерго» и киргизская Национальная энергетическая холдинговая компания во время недавнего визита в Ташкент президента Киргизии Алмазбека Атамбаева подписали меморандум по сотрудничеству в области реализации проекта строительства Камбаратинской ГЭС-1. О важности этого события и о том, почему его можно считать большим успехом узбекской дипломатии, рассказал постоянный автор ИА REGNUM Марат Шибутов.

Эксперт отмечает, что для начала необходимо вспомнить, что речь идет о водно-энергетических спорах между странами верхнего и нижнего течения:

«Киргизия не имеет газа и угля в больших количествах, поэтому развивает гидроэнергетику. Водохранилища в энергетическом режиме стараются равномерно сбрасывать воду, что создает большое неудобство для сельского хозяйства лежащих ниже по течению стран. Там недополучают воду весной и летом, зато их заливает зимой и осенью. Таким образом, есть большое противоречие в использовании вод рек между Киргизией с одной стороны и Узбекистаном и Казахстаном с другой стороны.

Постоянно муссировался вопрос о том, что Киргизия с помощью инвесторов построит на реке Нарын (приток Сырдарьи) Камбаратинскую ГЭС-1, что сразу создаст проблемы для узбекской части Ферганской долины и всего Ташкентского региона. Поэтому Ислам Каримов боролся с этим проектом, а аналитики и эксперты оценивали риск перехода водно-энергетических проблем в потенциальную войну. Теперь же основное требование — участие Узбекистана в постройке ГЭС, а значит, его требование выполнено, и повод для потенциального конфликта исчерпан», — говорит Марат Шибутов.

Так или иначе, добавляет эксперт, вне зависимости от того, будет ли построена ГЭС, «одна многолетняя проблема в отношениях между Киргизией и Узбекистаном исчерпана, что уже хорошо».

Как ранее сообщало ИА REGNUM, о возможном участии «Узбекгидроэнерго» в строительстве Камбаратинской ГЭС-1 в Киргизии пресс-служба МИД Узбекистана сообщила 9 октября.

Ранее Верхне-Нарынский каскад ГЭС и Камбаратинскую ГЭС-1 должен был строить российский холдинг «Русгидро», но 20 января 2016 года киргизский парламент денонсировал соглашение. Российская компания, в свою очередь, заявила, что Киргизия должна возместить порядка $35,5 млн, которые российская сторона вложила в развитие гидроэнергетики страны.

С того времени киргизские власти находятся в поисках инвесторов, готовых заняться строительством гидроэнергетических объектов.

Читайте также: Киргизия намерена привлечь к строительству Камбаратинской ГЭС-1 Узбекистан