Общественники Югры составляют реестр недостроенных опасных зданий региона. На сегодняшний день в списках значатся 17 не законсервированных, не охраняемых зданий в Нижневартовске, Сургуте, Советском, Березовском и Ханты-Мансийском районах. О данных объектах заявляется в прокуратуру и городские администрации, обитателей заброшенных зданий гоняет полиция, но проблема остается неразрешенной, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«Нет консервации, нет охраны»

Только в Сургуте в реестр опасных — не охраняемых и не законсервированных по правилам — строений попало восемь домов, но есть и вполне официальные недострои, где охрана лишь видимость. В социальной сети создана группа «Заброшки в Сургуте», где молодые люди делятся впечатлениями от рискованных селфи в недостроях, особенно интересны высотки. В «заброшках» собираются граффитчики и любители паркура, но в основном там тусуются подростки. Запись от 17 мая рассказывает о популярном у молодежи Сургута брошенном здании на ул. Иосифа Каролинского под названием «морг».

"Для чего строили, непонятно. Эту заброшку называют по-разному: роддом, морг, пожарное здание. Рядом с недостроем есть будка охранника, поэтому заходить в морг нужно с другой стороны. Лучше всего заходить со стороны дороги, недалеко от будки охранника. Вход легко найти. Само здание делится на два блока. Сказки про секс-маньяков, сатанистов опроверглись. Никого, кроме голубей, школьников и руферов, там нет. Возможно, там жили или живут бомжи, так как «следы» их деятельности есть, но сам их никогда не видел. Также, возможно, туда приходят наркоманы: очень много шприцев. Изредка, когда происходит массовое скопление школьников, приезжает полиция», — пишет участник группы.

Очевидно, даже наличие номинального охранника не является гарантом безопасности незавершенного строительства. А во сколько обходится восстановление недостроев, наглядно показывает пример годами строящйся сургутской станции юннатов, которая, по выводам экспертов, подлежит сносу. Чтобы реанимировать объект, требуется около миллиарда рублей, а его содержание будет обходиться в 140 миллионов рублей ежегодно, сообщил «Новостям Югры» заместитель главы администрации Сургута Роман Меркулов. Сносить этот недострой или восстанавливать, будет решать сургутская гордума в ближайшее время.

А пятиэтажная «заброшенка» по проспекту Комсомольскому в Сургуте давно превратилась в свалку. Объект не огорожен. Лестницы есть, а стен нет. Здесь, как и на большей части сургутских недостроев, работы приостановлены не первый год. Но не проведены мероприятия по консервации, нет охраны.

«На объекты незавершенного строительства могут свободно пройти дети, есть риск несчастных случаев. Находящиеся в непосредственной близости от мест проживания людей, они не только портят облик города, но и становятся местом концентрации маргинальных групп, что делает их криминогенно опасными», — говорит активист ОНФ в ХМАО Инна Бирук.

Главный архитектор Сургута заявил общественникам, что местные власти не уполномочены заниматься долгостроями, которые чаще всего образуются по причине финансовых затруднений застройщиков. В администрации города на данный момент разрабатывается регламент взаимодействия структурных подразделений относительно земельных участков, чей срок аренды давно истек. Почему ранее данная работа не велась, власти Сургута не поясняют.

Нет следов в архивах и жилнадзоре

Молодёжь столицы Самотлора, аналогично сургутской, развлекается в недостроях и делится впечатления в группе «Заброшенный Нижневартовск». Все те же селфи на крышах, граффити, паркур, руферы и сталкеры. Заброшенные здания становятся местом обитания представителей городских субкультур. Запись от 30 мая поведала историю о культовой «Краснухе».

"Мы с друзьями большие любители экстрима и лазали в недостроенном здании возле ТЦ «Мандарин». В здании есть обширный подвал, первый этаж, второй этаж и соответственно крыша. Начнём с того, что крыша самое палевное место. Когда я ходила по краю крыши, проходящий мимо мужчина вызвал полицию. Едва мы успели убежать через садик, как к зданию подъехала машина. В подвал есть два нормальных хода. Снаружи дыра, и в здании под лестницей спуск. Как-то раз мы с друзьями полезли вновь на эту Краснуху. Там было очень много старшеклассников», — пишет один из участников группы.

История заканчивается полицейской облавой. Хорошо, что не больничной койкой или криминальным исходом.

«Рядом с магазином «Берег» есть заброшенная стройка. Побегать особенно нельзя, попрыгать в принципе тоже. Как-то раз нам с друзьями было ничего делать, решили просто попрыгать с одного бетонного возвышения на другое. Неудачно приземлившись, я упала в банки, в лужи. Испачкалась и больно ударилась коленом. Сейчас огроменный синяк, джинсы не отстирались», — гласит другая история со счастливым концом.

Также в Нижневартовске 30 лет стоит брошенное двухэтажное здание, которое впору сносить, так как стены рушатся, кирпич крошится. В городском архиве не осталось даже намеков на то, что здесь строилось. Тем временем на данном объекте случаются возгорания от костров, которые разводят бездомные, дети здесь ломали руки и ноги.

Три опасных недостроя обнаружены в югорском Пыть-Яхе. Наибольшую опасность представляет объект в 1-м микрорайоне. В горадминистрации Пыть-Яха общественникам пояснили, что застройщик не реагирует на многочисленные обращения провести консервацию здания. В жилищно-строительный надзор данный объект не был заявлен, и ведомство также не может на него повлиять.

Напомним, тема недостроев зазвучала в Тюменской области и ее автономных округах после гибели девятилетнего мальчика 30 апреля 2017 года на заброшенном заводе крупнопанельного домостроения в Надыме. Трагедия обрела широкий общественный резонанс. Владелец здания, ООО «Компания Иванова», даже после смерти мальчика не перекрыло доступ к зданию — это сделали волонтеры.

Следствием было установлено, что объект длительное время был заброшен и частично разрушен. Охрана объекта собственником ООО «Компания Иванова» не осуществлялась, доступ посторонних лиц внутрь здания и на его кровлю не был ограничен. Но владелец недостроя был наказан за невыполнение предписания о консервации объекта и понес наказание в виде штрафа на сумму 50 тысяч рублей.

Отметим, что после гибели ребёнка в муниципалитетах ЯНАО были проверены опасные недостроенные объекты. Работа над блокировкой доступа на них ведется туго, так как до собственников, которые находятся за пределами Ямала, местным властям достучаться проблематично — на письменные обращения с просьбами обезопасить свои объекты владельцы «брошенок» и недостроев зачастую не отвечают.