Якутия и химзавод: Чиновники смотрят в рот топ-менеджерам крупных компаний
Посёлок городского типа Нижний Бестях, Якутия, 5 октября, 2017, 11:36 — ИА Регнум. В Якутии продолжают активно обсуждать строительство газоперерабатывающего комплекса на берегу реки Лена в Мегино-Кангаласском районе республики, и противников у этого намерения по-прежнему много, не смотря на успокаивающие заявления чиновников. Некоторые оппоненты этого проекта считают, что ни о каком производстве метанола не может идти речи, пока в республике не научатся элементарно утилизировать бытовой мусор. Но есть и те, кто полагает: строить можно на Лене уже всё что угодно, потому что река итак грязная, и пить оттуда воду, даже кипячёную, в любом случае уже нельзя. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал депутат Госсобрания республики Гаврил Парахин.
Читайте также: Химзавод в Якутии: что перевесит — желание заработать или самосохраниться?
«Как эколог я однозначно против, — прокомментировала корреспонденту ИА REGNUM перспективу строительства завода по производству метанола на берегу Лены кандидат биологических наук, профессор СВФУ Прасковья Гоголева. — Естественно, вред наносить окружающей среде предприятие в любом случае будет, тем более в наших условиях вечной мерзлоты. К тому же, наша вода холодная, и не имеет способность очищаться. Наши леса зимой спят, и также не имеют возможности очищать воздух. Пока не докажут, не заверят, что на производстве будут соблюдаться условия безопасности и качественная очистка, люди будут против. Пока не верится, что всё будет хорошо».
Кандидат экономических наук, директор ИАЦ «Эксперт» Северо-восточного федерального университета (СВФУ) Юрий Данилов напомнил, что вопрос о необходимости строительства газоперерабатывающего комплекса явно не нов, так как возник ещё в 2007 году. Тогда предприятие в посёлке Жатай под Якутском собиралось строить ЗАО «Восточно-Сибирская газохимическая компания».
«Мы вместе с бывшим директором Института региональной экономики Севера Егором Егоровым написали тогда экспертное заключение на этот проект. Поскольку население пос. Жатай выступило против строительства завода, то нами был предложен вариант в Нижнем Бестяхе», — вспоминает Юрий Данилов.
Повторно эта тема всплыла в 2015 году, когда с подачи руководства республики было предложено создать ТОР с газохимическим производством в селе Павловск с изъятием сельскохозяйственных земель под строительство, но население республики и общественность выступили против этого.
«В то время я также был против такого решения, но считая необходимым иметь производство по переработке газа в республике я предложил вариант строительства в посёлке Алдан, — вспоминает эксперт. — Я считаю, что газохимический завод нужен, и место (Нижний Бестях) выбрано удачно. Сейчас построена третья нитка газопровода, железная дорога доведена туда. Завод позволит получить переработанную из местного сырья продукцию, обеспечит более полную загрузку железной дороги в обратном направлении, а также создаст дополнительные рабочие места. Экология в районе Нижнего Бестяха достаточно нарушена имеющимися там производством, так что строительство завода незначительно её ухудшит».
Совершенно спокойным в этой ситуации остаётся министр промышленности региона Андрей Панов, который призывает якутян в соцсетях не поддаваться эмоциям и не переходить на личности.
«Вопрос непростой и нужно его в любом случае решать (строить/не строить) исходя из реальных доводов и расчётов экспертов и представителей научных кругов. Но дорога должна быть двухстронней. Оппоненты должны сесть за стол переговоров и обсудить все за и против без «страшилок» и митингов с криками что все обманщики, оперируя лишь конкретными фактами», — уверен глава ведомства, курирующего промышленность.
Он также напомнил о том, что население республики давно ставит перед органами власти вопрос строительства в Якутии завода, выпускающего топливо для автотранспорта, чтобы не возить его из других регионов, и назвал производство топлива из газа наиболее приемлемым с экологической точки зрения.
В том, что экологическому состоянию реки Лена уже ничего не страшно, уверен депутат региона Гаврил Парахин.
«Уже всё давно угробили. Я думаю, что завод — это современные технологии, современные системы очистки, а то, что фекалии сливаются каждый день в каждом посёлке и мини-городке, который стоит на Лене — вот это проблема. Сегодня бизнес №1 — это чистая питьевая вода, которая продаётся в бутылях. Ещё 8 лет назад я пил, когда ездил на рыбалку, прямо из реки. Сегодня я не пью оттуда воду даже кипячёной. Поэтому в сложившейся ситуации говорить о том, что этот завод навредит реке — это бред. Там уже итак всё засрали, хуже уже не будет, это точно. Восстановить реку сейчас можно уже только бешеными деньгами. А предприятие надо организовывать, если оно будет приносить пользу в бюджет, налоги и рабочие места».
Между тем, Гаврил Парахин сомневается, что ЯТЭК справится со строительством завода, и указывает на финансовые проблемы компании. «До меня дошла информация, что там не так всё хорошо. Я у них арендую помещения для бизнеса, и они все в плачевном брошенном состоянии, потому что в компании — бардак. Думаю, что строить будет на самом деле группа компаний «Сумма» и братья Магомедовы, которым фактически принадлежит ЯТЭК. Но если бы ситуация подавалась так, как есть на самом деле, то резонанса и ругани на эту тему было бы гораздо больше. А так пишут, что будет строить якутская компания, хотя в ЯТЭК работает не менее 50% дагестанцев».
По мнению депутата, советником гендиректора ЯТЭК бывшего замминистра ведомства республики по развитию гражданского общества Афанасия Егорова назначили как раз для того, чтобы убедить жителей Якутии, что строить газоперерабатывающий комплекс будет региональная компания.
Читайте также: Метаноловый завод в Якутии: Лишь бы деньги маячили, о людях не думает никто
Жители республики уже и сами заметили в этом деле дагестанский след и пишут о том, что «есть и ещё одна сторона вопроса». «Экономическую выгоду Республика не получит, только пару миллионов в местный бюджет, а вся прибыль уйдёт в Дагестан потому что ЯТЭК — дагестанская компания и зарегестрирован в Дагестане. А по российским законам местные налоги уходит по регистрации организации», — информируют якутян в соцсетях.
«Почему республика не строит ??? Копеек не хватает, что ли? У РИК («Республиканская инвестиционная компания» — прим. ИА REGNUM ) есть, наверное. Почему дагестанцы должны строить?», — также пишут люди, не готовые видеть владельцем метанолового завода республики ЯТЭК.
Отметим, судя по данным из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) компания ЯТЭК зарегистрирована в посёлке Кысыл-Сыр Вилюйского района Якутии. Но в списке её аффилированных лиц действительно числится зарегистрированная на Кипре SUMMA GROUP LTD, а также её владельцы, жители Дагестана братья Зиявудин и Магомед Магомедовы.
Пока жители Якутии настроены в основном против строительства химзавода: «Люди, не соглашайтесь на строительство данного завода! Экология страдает, мы страдаем! Пусть построят сначала мусороперерабатывающий завод, онкоцентр. И потом только завод по нефтепереработке», «Любая промышленность, любое производство наносит вред экологии. Конечно, ее на наш век хватит, а вот как отразится это на потомках?», «Не надо нам этого химзавода, тем более пока у нас госкапитализм. Вообще не надо верить капиталистам», «Не будет вашего химзавода на территории Якутии, народ не допустит».
«Если у нас природа загрязняется от бытового мусора, то представьте удар по экологии от производства и промышленности? — обсуждают планы строительства завода в соцсетях якутяне. — Пока нет безопасности в экологии, то нечего даже лезть в это русло. Я не против развития промышленности, переработки и производства, получения налогов от этих видов деятельности, но нынешнее наше состояние не позволяет сделать все правильно, начиная от непродуманных экологических законов. Посмотрите, что творится в Алданском, Нерюнгринском, Оймяконском и других, обычная промывка песков на золотоносных приисках уничтожает речную флору. Там, где были богатые места рыб, нынче и пиявок не сыскать, это я говорю, только о промывке «песков» водой, без попадания «химии», а вы представьте, что будет на газоперерабатывающем заводе? Любую экспертизу за деньги купят в Москве в организации «Рога и копыта». Спасибо, не надо».
«Мне как химику по образованию, страшно от одной только мысли о нефтехимическом производстве в Якутии, — пишет другой житель республики. — И страшно не от того, что это производство связано с оборотом множества высококонцентрированных токсичных веществ, их транспортировкой и утилизацией. Страшно от того, как смотрят наши местные чиновники в рот топ-менеджерам крупных компаний. Такое ощущение, что они только за малейшее проявление лояльности со стороны топ-менеджмента готовы послать на плаху половину населения, чье благосостояние они поклялись защищать. И, глядя на это, я даже не допускаю мысли о том, что наши чиновники встанут на сторону людей, допустим, при решении вопроса об изменении схемы производства в сторону его удешевления в ущерб экологичности или безопасности».
Некоторые обращают внимание на то, что не стоит создавать такое предприятие на вечной мерзлоте: «Климат у нас другой, вечная мерзлота меняется, наверное происходит и сдвиг земной коры, и еще какие-то изменения… Не повлияет ли это на конструкцию будущего комплекса? Все водоёмы связаны между собой, следовательно, рано или поздно и речки, и озера тоже будут загрязнены. А там цепочка: вода — рыбы, звери — человек. Еще более загрязненный воздух. Мы живём в России. Не думаю, что очистительные и защитные системы будут на высоком уровне, впрочем, как и вся эта бандура, с нашими то чудесными превращениями «по смете 10, на деле 5». А воровать мы любим, умеем, практикуем».
Особенно люди опасаются создания газохимического производства на фоне клановости в республике и высказывают мнение, что, если исходить из оценки эффективности деятельности региональных предприятий, то и по этому фактору вопрос об открытии завода надо резать на корню: «Менеджмент, приправленный изрядной долей провинциальной клановости, априори ни принесёт ничего полезного обществу, и примеров, к сожалению, масса. Вспоминается присказка: техника в руках неандертальцев становится грудой металла, и надо признать, что мы всё-таки те самые неандертальцы. Да и сам Ил-Дархан открыто дал понять, что его волнует только экономические показатели, но не люди, ни общество. Почитайте его официальные комментарии о последствиях ЧП на трубке Мир, аварии на ГРЭСе».
Как сообщало ИА REGNUM, экологи, общественники и жители республики уже готовы выйти на акцию протестовать, митинг назначен на 14 октября. Построить предприятие, которое будет извлекать из газа метанол, собирается «Якутская топливно-энергетическая компания» (ЯТЭК), по данным председателя общественного движения «СИР» Ивана Степанова, она уже подавала заявку на выделение земли в администрацию Нижнего Бестяха, но получила отказ. Тем не менее планы компании таковы: завод должен стать самым крупным предприятием по производству метанола в России, поставлять продукцию собираются в страны Северо-Восточной Азии, а мощность только первой линии завода составит 5 тыс. тонн в сутки.