Реструктуризация долгов регионов стала первой за долгое время попыткой федеральных властей стимулировать субъекты РФ решать свои проблемы путём развития экономических условий и повышения собственной налоговой базы. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 28 сентября заявил кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г. В. Плеханова Кирилл Парфенов.

«Безусловно, сильной стороной инициативы является попытка стимулировать субъекты федерации к повышению налоговой базы. Это однозначно «рыночное» управленческое решение за десять-пятнадцать лет, направленное на развитие экономики, а не на поощрение пассивных настроений», — заявил Парфенов.

Тем не менее, и у этого решения, как всегда, есть свои подводные камни, указал эксперт. Проблема, в частности, заключается в самом устройстве российской налогово-бюджетной системы РФ, в которой есть налоги, закрепленные за определённым уровнем власти и сборы от которых полностью зачисляются в бюджет, и налоги, поступления от которых распределяются между уровнями власти.

«В полном объёме в бюджеты субъектов зачисляются, как правило, сборы от налогов меньшего объема, более «объёмные» налоги, в основном — в федеральный бюджет. Это, например, налог на добычу углеводородов, налог на добавленную стоимость, ряд акцизов и некоторые другие», — указал Парфенов.

Наиболее же значимым для самих субъектов федерации является налог на прибыль организаций, ставка которого составляет 20%, из которых всего 3% поступают в федеральный бюджет, а 17% — в бюджет субъекта федерации.

«Однако в условиях кризиса прибыль снижается вместе с платёжеспособным спросом, и, соответственно, снижаются и поступления от этого налога. Проще говоря, повышение налоговой базы в данном случае определяется общим положением дел в экономике, а не стремлениями властей субъекта федерации», — пояснил политолог.

В этой связи усилить положительный эффект заявленной инициативы реструктуризации долгов могла бы передача на уровень субъектов РФ части поступлений от стабильно собираемых налогов, полагает Парфенов.

«Например, налога на добавленную стоимость, который сейчас полностью зачисляется в федеральный бюджет», — указал он.

Напомним, что программа реструктуризации кредитной задолженности регионов федеральному бюджету стартует с 1 января 2018 года и рассчитана на семь лет, а для отдельных регионов может быть продлена на 12 лет. При этом первые два года возвращать финансовые ресурсы в бюджет потребуется в размере всего лишь пяти процентов.