«Отдайте деньги!»: Чешская Liglass Trading грозит Киргизии судебным иском
Бишкек, 20 сентября, 2017, 13:27 — ИА Регнум. Руководство Liglass Trading CZ винит правительство Киргизии в том, что до сих пор не может перечислить $37 млн (около 2,15 млрд рублей), предназначавшихся для выплаты компенсации российскому холдингу «РусГидро». Об этом говорится в заявлении директора Liglass Trading Михаила Смелика, пишет ИА «Kaktus.media».
"В инвестиционном соглашении было оговорено, что после уплаты $37 млн киргизская сторона обеспечит для чешской компании передачу акций в размере 50% от предыдущего инвестора — компании «РусГидро» в киргизском акционерном обществе «Верхне-Нарынские ГЭС». … Киргизское правительство ввело Liglass Trading CZ в заблуждение и не информировало ее о том, что предусмотренная передача 50% акций компании «Верхне-Нарынские ГЭС» не была согласована с компанией «РусГидро», и что действия осуществляются только на основании расторжения договора с «РусГидро» против его воли», — поясняет свою точку зрения несостоявшийся чешский инвестор.
Также Михаил Смелик посетовал на то, что компания «оказалась под непредвиденным давлением СМИ и киргизстанских активистов, которые координированными действиями саботировали деятельность Liglass Trading CZ и, прежде всего, отговаривали ее партнеров от участия в проекте».
«Мотивом этих нападок и медиальной кампании была, в первую очередь, нестабильная политическая ситуация в Киргизской Республике после парламентских выборов, а также политический бой в связи с предстоящими президентскими выборами. Большая часть этих атак стала возможной вследствие небрежности киргизской стороны, которая не воспрепятствовала утечке конфиденциальной информации, например, о банках партнеров Liglass Trading, которые под давлением неправдивых обвинений или дезинформации из опасений о своей репутации превентивно отказались от сотрудничества с нашей компанией», — подчеркивает бизнесмен.
Недовольство главы чешской фирмы вызвало и то обстоятельство, что правительство Киргизии отказывается отдавать обратно гарантийный тендерный взнос в размере $1 млн 147,72 тыс. (около 66,7 млн рублей).
«Условия для возвращения гарантийного взноса уже были исполнены, и срок исполнения обязательства киргизской стороны вернуть этот взнос компании Liglass Trading истек 11 августа 2017 года. Киргизская сторона, однако, вероятно попала под воздействие медиального давления и без дополнительных объяснений своих действий гарантийный взнос до сих пор не вернула», — говорится в документе.
В Liglass Trading отмечают, что «грубое нарушение обязательств киргизстанским правительством является значительным предупредительным сигналом не только для чешской компании, но и для потенциальных будущих инвесторов Киргизии».
"При таких обстоятельствах Liglass Trading CZ должна была действовать с должной осторожностью, однако вместо необдуманного расторжения договора приняла решение с учетом возникших препятствий и из соображений осторожности приостановить выплату суммы в размере $37 млн, чтобы избежать блокирования своих инвестиций и инвестиций своих партнеров в проект, находящийся под угрозой арбитражного разбирательства», — подчеркивает директор чешской фирмы.
Подводя итог, Михаил Смелик акцентировал внимание на том, что представители правительства Киргизии не явились на ранее обговоренную встречу, на которой они намеревались обсудить с чешским инвестором пути «поиска конструктивного решения наставшей ситуации».
"Вместо начала ожидаемых переговоров о решении ситуации наивысшие представители Киргизской Республики безосновательно, а самое главное, заранее (то есть еще перед истечением срока оплаты $37 млн) публично заявили о расторжении обоих инвестиционных соглашений, о чем компания Liglass Trading CZ узнала из СМИ. Компания Liglass Trading, несмотря на все вышеуказанные обстоятельства, в доброй вере и с заинтересованностью в мирном решении ситуации, снова обратилась к правительству Киргизии с просьбой начать переговоры», — резюмирует чешский предприниматель.
Между тем, пишет ИА «Knews», в комитете промышленности, энергетики и недропользования Киргизии считают угрозы руководства Liglass Trading CZ, касающиеся разбирательств в международном арбитраже, безосновательными. При этом в ведомстве ссылаются на то обстоятельство, что заключенное с чешским инвестором соглашение не предусматривает подобных действий.
«Все судебные споры проходят в соответствии с законодательством Киргизской Республики, то есть будут решаться в судах местной юрисдикции. Соответственно, о международном арбитраже не может быть и речи», — констатируют в госкомитете.
ИА REGNUM напоминает, что компания Liglass Trading CZ летом 2017 года выиграла тендер и подписала с киргизстанским правительством контракт на реализацию проектов по строительству гидроэлектростанций в Киргизии. Чешская фирма обязалась инвестировать не менее $500 млн (29,05 млрд рублей) и выплатить $37 млн (около 2,15 млрд рублей) российской корпорации «РусГидро» в качестве компенсации за расторгнутые властями Киргизии соглашения.
Все это время попытки сотрудничества киргизстанских властей с чешской Liglass Trading сопровождались скандалом, разгоревшимся в обществе после появления в местных и иностранных СМИ информации о том, что эта компания ранее никогда не занималась строительством ГЭС, находится на грани банкротства, и добилась контракта с Киргизией за счет того, что ее интересы лоббирует окружение президента Чехии.
Впоследствии, 18 сентября, директор чешской фирмы Михал Смелик сообщил на пресс-конференции о том, что Liglass Trading не сможет перечислить Киргизии $37 млн (около 2,13 млрд рублей) в ранее оговоренные сроки из-за форс-мажорных обстоятельств, а потому руководство компании намерено просить киргизстанские власти предоставить ей отсрочку.
19 сентября 2017 года правительство Киргизии приняло решение о расторжении в одностороннем порядке соглашений с чешским инвестором, сославшись на то, что у киргизской стороны «нет правовых возможностей для дачи Liglass Trading CZ отсрочки по этой выплате». При этом вице-премьер Дуйшенбек Зилалиев отметил, что перечисленный чешской фирмой гарантийный тендерный взнос в размере $1 млн 147,72 тыс. остается в распоряжении Киргизской Республики.