Продаваемые в Литве изготовленные на Западе печенье, шоколад, кукурузные хлопья, сладкие напитки, чипсы, йогурты, кофе, чай, рыбные продукты отличаются по составу от тех, что продаются в западных странах. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 19 сентября, результаты анализа рынка представила государственная ветеринарно-продовольственная служба.

Например, литовцы покупают не такой хороший шоколад, как немцы, хотя продукт один и тот же. В литовских аналогах больше сгустителей, красителей, пальмового масла, а в продуктах той же марки, продаваемых в Германии, этого нет. «То, что многие подозревали, стало фактом — те же самые продукты питания в Литве и Германии различаются по составу, вкусу, цвету и консистенции», — утверждают литовские эксперты. «То, что в Германии тот же самый кофе ароматнее, а шоколад вкуснее, было только слухами. А сейчас мы это доказали», — заявил министр сельского хозяйства Бронюс Маркаускас на пресс-конференции.

Шоколадный крем Nutella, йогурт Activia, напиток Nestea, печенье Milka, чипсы Lay's — это только несколько продуктов, продаваемых в Литве, чей состав отличается от аналогов, продаваемых на Западе, показало исследование. Например, в шоколаде Milka, предназначенном для Литвы, шоколада меньше, чем в том, что продается в Германии. Хотя упаковка идентичная.

Продукты были отобраны в Вильнюсе и Берлине, сравнивались в Литве. И это еще раз доказало, что производители продуктов питания поставляют Восточной и Западной Европы продукты с разным составом. Первые слухи в Восточной Европе появились еще в 2011 году, но скандальный отзвук они приобрели в 2016 году.

Например, в клубничном йогурте Activia, который продается в Германии, клубники больше, чем в литовском варианте, отличается и вкус. В предназначенном для Литвы продукте есть сгустители, красители, другие вещества, которых нет в продуктах для немецких потребителей.

Отличается и растворимый кофе Nestle Nescafe Gold. В литовском варианте кофеина намного меньше, чем в немецком, хотя упаковки совершенно одинаковые. В черном чае Lipton Yellow Label Tea, продаваемом в Литве, есть пищевые ароматизаторы, а в немецком аналоге их нет. Холодный персиковый чай Nestea в Литве продается с фруктозой, гликозидом, а в Германии тот же самый чай — только с сахаром. Похожая ситуация обстоит с напитком Lipton персикового вкуса — в Литве в нем есть фруктоза, гликозид, в Германии — только сахар. В литовском варианте кукурузных хлопьев Kellog's Corn flakes есть витамины, в немецком — нет. В соевом напитке ALPRO SOYA ORIGINAL с кальцием в Литве две пищевых добавки, в Германии — одна. В литовских чипсах Lays Salted есть пальмовое масло, в немецких — нет.

Отличаются и хлопья с шоколадом Vitalis. В состав литовского продукта входит пальмовое масло, в состав немецкого — более дорогое подсолнечное масло. Печенье Milka Choco Cookies с кусочками шоколада также отличается. В Германии в этом печенье на 3% больше шоколада, чем в Литве. Разница была найдена даже в тунце Rio Mare. В немецком аналоге нет пищевых ароматизаторов, а в продаваемом в Литве аналоге найдены пищевые добавки с запахом сельдерея и лука. В соусе UNCLE BEN'S SEET SOUR, предназначенном для Литвы, найдено меньше овощей, чем в немецком продукте.

Государственная ветеринарно-продовольственная служба исследовала в лаборатории продукты питания 33 видов и установила, что 23 из них отличаются не только по составу, но и по вкусу, цвету, консистенции.

Литва — не первая страна, в которой это доказано. По словам министра Маркаускаса, потребители в Литве часто даже не смотрят на состав популярных товаров, хотя они отличаются от тех, что продаются в Германии. В будущем планируют исследовать и бытовую химию.

«Это может быть политическая позиция компаний», — считает министр. «Даже если различается цена, это все равно вопрос доверия потребителя. Это злоупотребление торговой маркой», — добавил он.

Представитель Государственной ветеринарно-продовольственной службы Лорета Мачите утверждает, что уже не первый месяц ведется наблюдение за ситуацией с разницей в продуктах в Германии и Литве. Сначала планировалось сравнить обозначение продуктов в интернете, но этого было недостаточно. Поэтому исследование было сделано уже с реальными продуктами, они приобретались в Берлине и в Вильнюсе.

Литовцы также хотят получать более натуральные продукты питания, сказала она, поэтому производителей пока не просили дать объяснения. Правда, в других странах Центральной Европы производители оправдывались, что, меняя состав, они приспосабливаются к потребностям местного рынка. Другими словами, производители продлевают срок годности некоторых продуктов, меняя их вкусовые качества. Но литовские специалисты с сомнением смотрят на такие оправдания. Правда, Мачите подчеркнула, что разница в составе продуктов не означает, что некоторые их них небезопасны. «Могу гарантировать, что все исследованные продукты безопасны, исследование только показывает разницу в составе продуктов», — утверждала она.

К самим производителям еще никто не обращался. Само исследование стоило 4500 евро. Кроме того, Государственная ветеринарно-продовольственная служба провела опрос жителей Литве, в ходе которого выяснилось, что 77% опрошенных считают, что качество продуктов одной и той же торговой марки в Литве и в других странах ЕС отличается.

Недавно похожий скандал разразился в странах центральной Европы — в Словакии, Венгрии. На это в своем выступлении обратил внимание председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. «Я никогда не одобрю то, что, несмотря на одинаковую упаковку и торговую марку, в некоторых странах Европы качество продуктов питания хуже, чем в других странах, — сказал предстатель Еврокомиссии. — Словаки не заслужили, что в их рыбных палочках было меньше рыб, венгры — чтобы в их продуктах было меньше мяса, чехи — чтобы в их шоколаде было меньше какао».

Глава Еврокомиссии также упомянул все случаи, когда выяснилось, что те же самые продукты — рыбные палочки, мясо, шоколад — в разных станах отличаются по составу. Правда, сами производители утверждают, что здесь нет повода для скандала, а продукты отличаются потому, что в разных странах разные вкусовые пристрастия потребителей. «В союзе равных не может быть потребителей второго класса», — заявил Юнкер.

Но в Литве, как и в других странах ЕС, в связи с этим возникает недовольство. «Если потребитель покупает известный во всем ЕС продукт, он естественно надеется, что будет есть то же самое от Вильнюса до Лиссабона, и производители должны это гарантировать», — сказал Маркаускас. «Формально юридически — все эти продукты питания соответствуют выдвигаемым в отношении них требованиям относительно состава и обозначения. Но то, что почти в 70% проанализированных продуктах были установлены отличия, говорит о том, что этот вопрос должен рассматриваться дальше, а исследования должны расширяться», — отметил директор Государственной ветеринарно-продовольственной службы Дарюс Ремейка.