Сообщение о намерениях правительства повысить акцизы на бензин и дизельное топливное с января 2018 года на 50 копеек, и с июля на столько же, взволновало рядовых автомобилистов и малый бизнес. Строятся прогнозы о 50 рублях за литр бензина. Повсеместно говорится о серьёзном уроне для экономики страны с повышением акциза на топливо. Однако ряд экспертов ИА REGNUM не разделяет пессимистические ожидания.

С повышением акциза на топливо власти надеются получить 55−60 млрд рублей, необходимые на строительство трассы «Приморское кольцо» в Калининградской области и трассы «Таврида» в Крым. Остатки, если таковые будут, распределят по региональным дорожным фондам. Данную информацию 18 сентября подтвердил журналистам глава Минфина Антон Силуанов.

Инициатива исходит от Минтранса, тогда как любое повышение налогов или акцизов — сфера Министерства финансов РФ. Именно Минфин должен думать, о наполнении и тратах бюджетов всех уровней, напоминает директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. Эксперт считает, что стратегически неправильно заведомо окрашивать налоги и сборы, то есть привязывать поступление денег в бюджет к вариантам их траты, в данном случае на дороги. Причём население взбудоражили, толком не объяснив последствий.

«Это подрывает доверие к законодательным и представительным органам, которые распределяют бюджеты. Такие заявления и обоснования отдают популизмом и спекуляцией на патриотических чувствах россиян. Мне кажется, когда налоги не были окрашены или продекларированы, не было их целевой направленности, ситуация была гораздо более системной и правильной. Что касается акцизов, то их доля не достигла какого-то критического и определяющего значения. Сейчас они находятся на уровне 10% от розничной цены, и нельзя говорить о том, что они каким-то образом регулируют как производство, так сбыт и потребление моторного топлива», — полагает эксперт.

Сейчас в прессе звучат пессимистические прогнозы о росте цен на бензин до 50 рублей за литр с повышением акциза. На сегодня средняя стоимость бензина марки АИ92 на АЗС Екатеринбурга 34,8 рубля, АИ95 — 36,3 рубля, АИ98 — 41.8 рубля, дизельного топлива — 37,3 рубля.

Генеральный директор АвтоСпецЦентр KIA Каширка Сергей Ворновский полагает, что в результате повышения акцизов, бензин подорожает от силы на 1−1,5 рубля. Это примерно соответствует среднегодовым темпам роста стоимости топлива по стране.

«Примерно на такую сумму бензин дорожает каждый год, — уверяет Сергей Ворновский. — Правительство уже заявляло ранее о необходимости выравнивания цен на внутреннем и внешнем топливных рынках. Это значит, что акцизы и прочие налоги на топливо в России продолжат расти. При этом повышению цен на бензин сегодня способствуют такие факторы, как рост европейских цен и отложенный эффект по переносу прошлогоднего увеличения акциза», — поясняет эксперт.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM на кафедре международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС, более 60% цены бензина и дизеля приходится на налоговую нагрузку. При этом увеличение акцизов — неизбежный факт в период бюджетного дефицита. В 2016 году расчеты ВШКУ показали фактическую разницу в 10 рублей цене бензина между Россией и странами, имеющими схожий с нашей страной уровень развития экономики. В России бензин дешевле при сравнении с нефтедобывающей Мексикой. Разница была в пользу России по всем показателям: и доходов, и стоимости жизни, и стоимости топлива. А разница составляла на момент исследования целых 22 цента за литр — в Мексике бензин дороже. Таким образом, бензин и дизель в России хоть и дорожают, но все же остаются относительно доступными для населения, утверждают ученые.

Повышение акцизов на топливо не только привлечет дополнительные деньги на дороги, но и повысит сбор налогов, считает юрист Европейской юридической службы Александр Спиридонов.

«Повышая акцизы на бензин, правительство РФ планомерно продвигает курс на повышение эффективности администрирования и увеличение собираемости налогов для исполнения бюджета в кризисных условиях, — говорит эксперт. — Это приведет к уменьшению путей налоговой оптимизации для предпринимателей и им вскоре придется искать иные механизмы экономии».

Однако с частного бизнеса, пережившего кризисы, сложно что-то взять, и там уже нечего оптимизировать, констатирует заместитель генерального директора Русского АвтоМотоКлуба (РАМК) Андрей Барсуков. И согласно внутренней статистике РАМК, отметка 50 рублей за литр — критичный порог для автолюбителей, при преодолении которого многие из них готовы отказаться от ежедневного пользования личным автомобилем и садиться за руль только в случае крайней необходимости. Меньше поездок — сокращение потребления бензина. Соберет ли правительство с акциза желаемые миллиарды, если стоимость топлива достигнет критической точки? Путь систематического повышения налогов и сборов — в корне неправильный, считает эксперт.

«Возвращаясь в недалекое прошлое, в памяти всплывают «благие» намерения власти по отмене транспортного налога, который не только остался, но при этом продолжает еще и расти, причем вместе с ростом акцизов на топливо. Развиваются и новые способы сборов с автовладельцев: платные парковки и дороги, «реформа» ОСАГО, «Платон» и прочее. По моему мнению, правительству стоит ослабить финансовое давление на автомобилистов, сместив его на нефтяные госкорпорации, особенно в плане зарплат и премий топ-менеджмента. А также усилить контроль за расходованием бюджетных средств всех уровней на содержание дорог и дорожной инфраструктуры», — предлагает Андрей Барсуков.