Жители Карабаша в Челябинской области все больше стали интересоваться темой жилищных тарифов и ростом качества бытовых услуг. Такие выводы сделали специалисты Совета по правам человека, пообщавшись с горожанами в рамках выездного заседания. Как отметили члены СПЧ, смещение главных тем повестки с экологических проблем на жилищные говорит о позитивной тенденции в работе над модернизацией предприятия «Карабашмедь».

В своем докладе о ситуации в Карабаше члены СПЧ рассказали о разговоре с местными жителями, для которых, как выяснилось, экологические проблемы уступили место бытовым.

«На встрече членов совета с жителями Карабаша выяснилось, что более всего население волнуют тарифы и нормативы на отопление, плохая работа системы водоснабжения и водоотведения, планы строительства полигона ТБО вблизи города», — сказано в докладе.

Хотя, конечно, экологическая ситуация здесь весьма далека от идеала уже почти сотню лет, с тех пор как в Карабаше задымили трубы медеплавильного завода. Согласно официальным данным Роспотребнадзора, в Карабаше зарегистрирована самая высокая доля почв селитебных территорий с превышением нормативов по санитарно-химическим показателям. Несмотря на это, члены СПЧ указали на позитивную тенденцию — уменьшение нагрузки на природу со стороны предприятия, которое за 10 лет подверглось серьезной модернизации.

После того. как в 2004 году «Карабашмедь» перешло под управление Русской медной компании, для завода началась новая эпоха: руководство РМК претворило в жизнь масштабные мероприятия по обновлению производства. Были заменены устаревшие плавильные печи и установлена современная австралийская печь Ausmelt, смонтированы рукавные фильтры, улавливающие большую часть вредных выбросов, не давая им загрязнять воздух в городе; построен серноскислотный цех, позволяющий практически полностью утилизировать сернистый ангидрид.

В общей сложности на модернизацию «Карабашмеди» Русская медная компания затратила более 16 млрд руб. Работа продолжится и в ближайшие годы. Уже запланировано обновление систем очистки водных стоков и газоочистки.

Эти факты специалисты СПЧ также приняли во внимание, отметив, что выбросы от предприятия снизились практически в 20 раз. По данным Минприроды России, валовый выброс загрязняющих веществ от стационарных источников выброса в 2014 г. составил — 16,7 тыс. т, а уже в 2015 г. — 10,3 тыс. т.

Конечно, реабилитация окружающей среды Карабаша — дело на десятилетия, это признают даже специалисты Совета по правам человека. Однако смещение акцентов в запросах жителей говорит о формировании среди населения запроса на комфортную бытовую среду. Недовольство карабашцев ростом тарифов на отопление и водоснабжение не осталось незамеченным членами СПЧ. Члены совета порекомендовали прокуратуре Челябинской области провести проверку законности и обоснованности установленных в городе Карабаш тарифов на отопление и процедуры их расчета.

Как считает политолог, эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов, «очевидно, что крупные компании обладают гораздо большими возможностями для развития региона, чем бизнес регионального уровня. Поэтому присутствие крупных игроков становится ключевым фактором роста экономики региона. Ведь они приносят с собой новые технологии, что означает не только модернизацию производства, но и снижение рисков для экологии. Кроме того, крупная компания заинтересована в социальном благополучии на территории присутствия. Инвестиции в человеческий капитал со стороны крупных компаний способствуют росту уровня жизни в регионах и снижению нагрузки на местный бюджет. Среди примеров положительного воздействия крупной компании на регион можно выделить работу Русской медной компании в Челябинской области. Осуществляемое ею строительство Томинского ГОКа поможет внедрить в регионе новые стандарты экологической безопасности. А для Челябинской области вопрос экологии остается наиболее болезненным. Еще один несомненный плюс — появление новых рабочих мест. Несмотря на то, что в Челябинске официальная безработица стремится к историческому минимуму, нехватка современных рабочих мест с достойной оплатой труда никуда не исчезла», — полагает эксперт.