Киргизские власти объявили о намерении подписать новый договор с компанией Centerra Gold, ведущей разработку крупнейшего золотого рудника страны Кумтор.

Michael Karavanov
Кумтор. Золотодобывающий рудник

Речь о судьбе крупнейшего в стране рудника, на котором добывается золото и, попутно, другие ценные металлы. Для понимания — ежегодный объем «желтого металла» на руднике составляет около 15—17 тонн. Экспорт золота генерирует значительную часть (30—50%) экспортной выручки Киргизии, а доля рудника в ВВП составляет около 6—7%.

«Скандалы, интриги, расследования»

20 лет, начиная с запуска, отношения между частной горнорудной компанией Centerra Gold с офисом в Канаде и руководством Киргизии складывались, мягко говоря, не самым лучшим образом. Местные власти, желая получать больше денег с рудника, неоднократно пересматривали уже подписанные соглашения. Канадцы, вложившие в разработку более миллиарда долларов, условия соглашения менять не хотели, предлагая работать по-старому. Недовольство размерами отчислений от добычи золота выливались в претензии, иски, попытки национализации, силовую блокаду рудника.

Читайте также: Митингующие вновь обесточили «Кумтор» (Киргизия)

Масла в огонь подливали протесты со стороны части местного населения, давление криминалитета, а также регулярные попытки использовать тему «Кумтора» оппозиционными политиками.

Ситуация вокруг рудника порождала громкие и продолжительные скандалы. Затянувшейся конфликт властей республики и менеджмента горнорудной кампании, метания руководства Киргизии, требовавшего то расторгнуть соглашение, то национализировать рудник, то создать вместо него совместное предприятие, привели к тому, что рудник, несмотря на всю свою финансовую привлекательность, стал «токсичным» для имиджа Киргизии. Именно историю рудника стали вспомнить в первую очередь при анализе рисков инвестиций зарубежные бизнесмены.

Золото

Читайте также: «Синдром «Кумтора» преследует всех иностранных инвесторов в Киргизии

Сильнее всего ситуация вокруг рудника обострилась летом 2016 года. Тогда киргизское правительство подало несколько исков, требуя взыскать с компании 325 млн долларов. Все иски правительство, судившееся в киргизских судах, выиграло. Попутно Генпрокуратура возбудила уголовное дело. В бишкекском офисе компании провели обыск, документы изъяли, с менеджмента взяли подписки о невыезде (позже часть сотрудников регулярно приглашали на допросы). В местных СМИ прошла шумная PR кампания, в которой гражданам рассказывали «об инвесторах-грабителях». Горнорудчики, в свою очередь, обратились в арбитражный суд Гааги, требуя разобраться с происходящим. Пошли разговоры о том, что канадцы могут выставить ответные иски на сотни миллионов долларов.

Ситуация оказалась патовой. Спустя месяц скандал затих, а стороны вновь приступили к переговорам.

Что означает новый документ?

Предполагается, что новое соглашение обнулит все взаимные претензии и заложит основания для сотрудничества между государством и канадскими инвесторами на время, оставшееся до истощения рудника.

Похоже, что стороны пришли к компромиссу. При всем нежелании платить больше ранее обговоренного канадцы всё же пошли на уступки — взносы компании в бюджет Киргизии заметно выросли.

Разберемся подробнее: общая сумма исков, которую выставили власти Киргизии руднику в прошлом году, составила 325 млн долларов. Сравним ее с теми тратами, которые по новому соглашению дополнительно понесет владеющая Кумтором компания Centerra Gold.

  • $50 млн компания направит на создание Фонда развития природы. Из этих денег планируется оплатить модернизацию и строительство новых современных очистных сооружений в акватории озера Иссык-Куль»
  • Ежегодный экологический платеж вырастет с $310 тыс. до $3 млн
  • $10 млн «Центерра» потратит на модернизацию в Киргизии онкологического центра.
  • Трастовый фонд рекультивации будет увеличен с 37 до $69 млн. Средства фонда будут переведены из Европы в киргизские финансовые учреждения.

Предположительно, до истощения рудник должен проработать еще около 7 лет, соответственно дополнительные затраты по экологическому платежу составят (2,7*7) почти 19 млн долларов. Суммируем остальные затраты на фонд, онкологию и дополнительные вложения в трастовый фонд: 50 + 19 + 10 + 32 = 111 млн долларов.

Национальный банк Киргизии
Киргизская золотая монета

Получившая сумма приблизительна, поскольку не учитывает возрастающие затраты компании на еще один пункт — «Центерра» взялась выполнить все рекомендации международной компании AMEC Earth and Environmental, которая в 2013—2014 годах проводила экспертизу рудника. Чтобы это сделать, придется потратиться: 5 млн долларов потребуются на стабилизацию отвала пустых пород, 1—2 млн на дополнительную очистку воды, 1—5 на модернизацию подъездной дороги.

Также АМЕС говорила о необходимости укрепления опоры дамбы, установки системы раннего предупреждения о риске прорыва одного из озер, возможной модернизации отводных каналов и т.п. Ориентировочные затраты на последние пункты неизвестны, к тому же часть из рекомендации на руднике за 3 года уже выполнили.

Любопытно, что часть достигнутых договоренностей была предметом споров долгие годы. Тот же трастовый фонд рекультивации был создан в 1998 году. Причем деньги хранились в Европе, а к созданию самого фонда приложила руку корпорация «Ротшильд Траст Корпорейшн Лимитед». Позже киргизская сторона неоднократно безуспешно пыталась переместить средства фонда в один из киргизских банков.

Национальный банк Киргизии
Киргизская золотая монета

Итак, если документ будет подписан, сумма дополнительных вложений «Центерры» составит более $111 млн. При этом в прошлом году киргизские власти в судах требовали от горняков $325 млн.

Насколько это сделка выгодна для Киргизии?

Да, Киргизия не получила всё, что требовала. Спустя год требования к Центерре оказались меньше примерно на 200 млн долларов, и это заметная разница. Но есть и позитивные моменты:

  • Киргизия выходит из конфликта
  • Заявленные 325 млн Киргизия могла не получить. Судебные споры могли длиться годами.
  • Соглашение, если оно будет соблюдаться, может стать не только базой для дальнейшего сотрудничества по проекту Кумтор, но и важным признаком для прочих инвесторов, указывающим на готовность киргизских властей всё же договариваться, а не скандалить.

Почему договор заключается сейчас?

Решение заключить новый договор по проекту Кумтор именно сейчас возникло не случайно.

Совпало несколько факторов:

  • Наследие. До окончания президентских полномочий Алмазбеку Атамбаеву осталось чуть больше месяца. Политик, заканчивая свой срок, желает оставить наследство, которым мог бы гордиться. Прекращение многолетних споров вокруг золотого рудника и увеличение поступлений в бюджет украсит список его достижений.
  • Республике вновь нужны деньги. Бюджет Киргизии продолжает оставаться дефицитным, дополнительные деньги от рудника помогут частично заткнуть дыры в бюджете.
  • Выборы. В стране полным ходом идет предвыборная кампания. Заключение договора поможет отчитаться об успехе перед гражданами не только нынешнему президенту Киргизии, но и его преемнику — экс-премьер министру Сооронбаю Жээнбекову. Выгодный мир с «Центеррой» будет подан как достижение президента и всей его команды.

Как долго просуществует новый договор?

Учитывая опыт прошлых лет, можно констатировать — даже если новый договор и будет подписан, существует значительный риск того, что уже через некоторое время его содержание будет поставлено под сомнение.

Возможно, местные власти уже не будут трогать рудник — если нынешние договоренности (включая неофициальные) окажутся крепки, руднику остается продержаться ровно один президентский срок. Через 6 лет, когда Киргизия будет выбирать следующего президента, Кумтору будет нечего терять — к этому моменту рудник должен завершать работу.

Впрочем, можно сказать наверняка — сколько бы документов канадцы не подписывали, рудник останется в центре политической жизни страны.