Поддержка малого и среднего бизнеса является одним из стратегических вопросов российской экономики. Об этом вновь напомнил президент России Владимир Путин, выступая в Китае на саммите лидеров стран БРИКС. Один из крупнейших банков страны — Бинбанк — активно способствует созданию благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, реализуя собственную программу предоставления экспресс-гарантий.

Специальный продукт, так и называющийся «Экспресс-гарантия», предоставляется с марта 2017 года. За это время банк выдал уже свыше 20 тысяч экспресс-гарантий для кредитования малого и среднего бизнеса на общую сумму 19,5 млрд рублей.

Как подчеркнули в пресс-службе Бинбанка, только в июле текущего года объем выданных гарантий малому и среднему бизнесу на обеспечение исполнения госконтрактов в рамках 44-ФЗ составил 6,3 млрд рублей. При этом поддержку получили 7 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса.

Суть программы экспресс-гарантий заключается в том, что желающие получить кредит предприниматели могут не приходить в офис банка лично, и за короткий срок, дистанционно, имеют возможность оформить банковскую гарантию на сумму до 50 млн рублей. При этом от них не требуется обеспечение, а комплект необходимых документов сокращен до минимума и предоставляется в электронном виде. «Срок принятия решения о выдаче гарантии составляет от 15 минут до 1 часа, комиссия — от 3,3% годовых», — отметили в пресс-службе Бинбанка.

Потребность в банковских гарантиях возникает у бизнесменов достаточно часто, например, при заключении ответственных контрактов. Мало выиграть тендер, нужно еще и убедить нового партнера в серьезности своих возможностей. Таким аргументом и служит банковская гарантия — при возникновении какого-либо форс-мажора и срыве пунктов договора банк-гарант компенсирует заказчику стоимость невыполненных услуг или недопоставленной продукции.

Эксперты отмечают высокую востребованность этой услуги. «Банки ее развивают, и у клиентов она пользуется спросом, — говорит старший научный сотрудник лаборатории структурных исследований института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Михаил Хромов. — Гарантия заключается в том, что клиент при необходимости может воспользоваться не своими деньгами, а банковскими. Это некая форма кредитной линии. Договор заключается на определенную сумму и это означает, что банк гарантирует, что на такую сумму клиент платежеспособен. Для малого бизнеса особенно актуальна проблема ликвидности, кассовых разрывов, когда живых денег нет, поставщики задержались или возникли другие непредвиденные проблемы. Заимствование денег всегда дороже, чем гарантии, поэтому удобнее покрывать кассовые разрывы именно с помощью этого инструмента. Для малого бизнеса это действительно востребовано, потому что в этом сегменте может быть достаточно высокая зависимость от крупных клиентов, от разовых сделок и могут часто возникать проблемы с живыми деньгами».

Напомним, что по итогам мая 2017 года Бинбанк занял первое место по объему выданных малому и среднему бизнесу банковских гарантий на обеспечение исполнения контрактов в рамках 44-ФЗ. Общая сумма гарантий, полученных предпринимателями в мае-месяце, составила 4,6 млрд рублей, то есть 10,4% от всего объема гарантий, выданных всеми банками в этом месяце.