Международный валютный фонд и Европейский Союз готовы возобновить кредитование Украины. В частности до конца года МВФ может предоставить транш в объеме 1,9 миллиарда долларов. При этом ЕС обещает предоставить второй транш макрофинансовой помощи в начале 2018 года. Возврат западных кредиторов можно объяснить не столько улучшением финансовых результатов украинского правительства. Сколько важностью недопущения дефолта Киевом, которому до 2019 года нужно вернуть $11 млрд.

Так, в сентябре секретарь отдела торговли и экономики представительства ЕС Жослин Гитон подтвердил в интервью «Украинским новостям», что уже в начале следующего года ЕС предоставит Украине кредит в размере €600 млн из €1,8 млрд запланированной помощи.

Гитон уточнил, что между принятием решения о переводе средств и воплощением его в жизнь может быть «небольшая техническая задержка в несколько недель», однако «если все будет хорошо», деньги будут переведены Киеву «в самом начале следующего года».

По его словам, время перевода очередного транша Украине — «сугубо технический вопрос».

«Программа макрофинансовой помощи была принята несколько лет назад, и сроки предоставления каждого транша были установлены изначально», — сказал Гитон.

В качестве условия для выделения кредита европейский чиновник назвал отмену запрета Верховной Рады на экспорт леса кругляка.

«Мы все еще очень ждем, что все условия будут выполнены. Эти вопросы поднимал вице-президент Европейской комиссии Валдис Домбровскис с премьер-министром Украины, их также обсуждали президент Порошенко с президентом Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером и президентом Совета ЕС Дональдом Туском», — рассказал Гитон.

Кроме того, уже сегодня в Киев прибыла первая миссия МВФ, которая изучит подготовку проекта государственного бюджета на 2018 год, реализацию пенсионной и других реформ. По данным FinClub, в течение сентября-октября Украину посетят сразу три миссии МВФ.

«У нас нет понимания, будет ли транш в этом году. При этом миссия будет, когда в НБУ нет нового председателя, и сейчас могут на время отстранить министра финансов», — говорят в НБУ.

В то же время еще в июле 2017 года премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявлял в интервью агентству Bloomberg, что осенью 2017-го года Киев может получить транш от МВФ в объеме 1,9 миллиарда долларов. По его словам, причиной задержки кредита стало то, что Верховная Рада не успела провести необходимые для выделения кредита реформы до начала летних каникул. Несмотря на то, что работа над пенсионной реформой идет по графику и предпринимаются шаги для создания антикоррупционного суда, законопроект о земельной реформе не был представлен вовремя. «Но мы продолжаем работать и пятый транш будет получен», — заявил Гройсман.

Ранее, 6 июля, НБУ по итогам заседания монетарного комитета заявил, что в текущем году ожидается получения двух траншей от МВФ по программе EFF вместо ранее планировавшихся трех. Соответственно центробанк снизил прогноз поступлений от Фонда до 2017 года до $3 млрд. В то же время, как указанно в инфляционном отчете за июль, НБУ повысил сумму ожидаемых поступлений от МВФ в 2018 году до $4,5 млрд.

Высокую возможность получением Киевом пятого транша МВФ подтвердили аналитики инвестиционного банка Morgan Stanley в сентябре.

«В целом мы считаем, что государственная направленность на реформы и готовность сотрудничать с МВФ остаются, хотя в 2018 году они будут больше соперничать с популизмом. Мы ожидаем пятого транша в конце 2017 года», — говорится в аналитическом обзоре Morgan Stanley.

В банке проинформировали, что для МВФ уже не столь принципиальна задержка земельной реформы до 2018 года, поскольку её нет среди необходимых пунктов для предоставления следующего транша. В то же время фонд ожидает, что уже осенью Киев запустит пенсионную реформу, повысит тарифы на газ и начнет приватизацию госпредприятий.

С начала 2017 года Украина активно собирает деньги, чтобы произвести расчет с кредиторами. Повышение тарифов на газ и электроэнергию для населения и бизнеса сделали свое дело. Так, в сентябре на сайте Министерства финансов Украины сообщается, что доходы госбюджета с января по июль составили 447,715 миллиарда гривен (17 млрд 393 млн долл), расходы — 420,489 млрд грн (16 млрд 336 млн долл). Остатки средств на Едином казначейском счете в августе выросли на 17,08 млрд грн (663 млн долл или на 38,8%) — до исторического максимума в 61,2 млрд грн (2 млрд 377 млн долл). По данным Государственной казначейской службы Украины, достигнутый уровень в 2,6 раза превышает показатель годичной давности и на 27,5% выше предыдущего исторического максимума конца 2015 года.

Помимо гривневых средств, правительство также располагает валютными. По состоянию на 1 января 2017 года они составляли 33,4 млрд грн, или около $ 1,297 млрд по курсу Нацбанка Украины. Данные Госказначейства на начало августа о валютных остатках пока отсутствуют.

В свою очередь украинский политик, министр финансов Оппозиционного правительства Виктор Скаршевский напоминает, что низкие темпы роста украинской экономики не позволят ей рассчитаться с внешними долгами.

«Украина отдает ежегодно часть своего ВВП (в этом году, например, 5%) на погашение государственного долга. В ближайшие пару лет эта сумма поднимется до 10% ВВП. То есть 10% только на обслуживание и погашение государственного долга. Если Украина будет расти меньше этого показателя, значит мы будем находиться в минусе — отдавать больше, чем прирастать.

Таким образом, чтобы выйти из этого кризиса, нужно расти 5−10% в год. Например, в 2003 году украинская экономика выросла на 12,3%. То есть, потенциал есть, только нужно дать возможность зарабатывать, не отбирать бизнес, не заниматься рейдерством, упростить наконец-то налоговую систему — не пиариться на этом, а по факту это сделать», — сказал Скаршевский в интервью Daily.

«Начиная с 2021 года, согласно реструктуризации Яресько, которую она провела в 2015 году, если Украина будет расти больше 3% в год, она будет отдавать часть роста внешним кредиторам. И не просто отдавать, а отдавать на протяжении 20 лет — до 2040 года. Эта сумма исчисляется десятками миллиардов долларов. То есть, даже если мы будем расти быстрыми темпами, мы будем отдавать это рост кредиторам из-за этой кабальной реструктуризации, которую провела Яресько и украинское правительство в целом. А парламент ее, кстати, поддержал», — добавил политик.

1 сентября заместитель министра финансов Украины Юрий Буца рассказал, что Украине необходимоприсутствовать на внешних рынках заимствований, чтобы в 2019 году осуществить погашение внешнего долга примерно на 4,6 млрд долл.

«Первая пиковая нагрузка у нас будет в 2019 году, нам предстоит осуществить погашение внешнего долга примерно на 4,6 миллиарда долларов. Государство своевременно выполняет все свои обязательства по обслуживанию и погашению… Поэтому наша стратегическая цель — полноценное присутствие на внешних рынках», — добавил Буца.

Как сообщалось, госпредприятие «НАЭК «Энергоатом» (оператор всех действующих атомных электростанций Украины) в финансовом отчете сообщало, что в январе-июне 2017 года увеличило доход от реализации электроэнергии по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 25% — до 24,543 миллиарда гривен (953 млн долл). При этом в первом квартале 2017 года НАК «Нафтогаз Украины» увеличил чистую прибыль в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 года — до 19 млрд 684,369 млн грн (764 млн долл).

Ранее, 20 июля, премьер-министра Гройсман заявил, что Украина тратит 4% ВВП на обслуживание внешнего долга, что в денежном эквиваленте составляет более 100 млрд грн (3 млрд 885 млн долл) ежегодно. «Мы 4% ВВП тратим на то, чтобы обслуживать внешние долги, это более 100 млрд гривен ежегодно… Реформы нам нужны как воздух. Все, кто говорит, что они не нужны, что нужно все и всем выплатить сегодня, — я тоже это поддерживаю. Но те, кто говорит, они же понимают, что в бюджете денег нет, и как это сделать, они не знают. Мы эту чушь иногда воспринимаем за чистую монету», — отметил Гройсман.

Как сообщалось, 19 июля заместитель главы НБУ Дмитрий Сологуб заявил, что до 2019 года Украина должна выплатить по внешним обязательствам $11 млрд.

«Есть разные оценки суммы выплат, поскольку существует вопрос, что именно учитывать. Есть выплаты Минфина по внешнему долгу, Нацбанка — по обязательствам перед МВФ, выплаты госкомпаний, выплаты по валютным ОВГЗ. В общем, до 2019 года нам нужно будет уплатить около 11 миллиардов долларов. Однако если посмотреть на остаток финансирования по программе МВФ (около 10 миллиардов долларов), то выплаты не выглядят неподъемными», — считает Сологуб.

В марте 2015 года МВФ утвердил для Украины четырехлетнюю программу EFF общим объемом SDR12,348 млрд (около $16,75 млрд по текущему курсу) с первым траншем в $5 млрд. При этом в 2015 году предполагалось выделение еще трех траншей по SDR1,18 млрд (около $1,6 млрд) и уменьшение квартальных траншей в 2016—2018 гг. до SDR0,44 млрд ($0,6 млрд).

Украина смогла получить с небольшой задержкой второй транш по этой программе на $1,7 млрд в начале августа 2015 года, после чего возникла длительная пауза. После прихода нового Кабмина во главе с Гройсманом в апреле 2016 года переговоры о продолжении финансирования были возобновлены, однако МВФ решил выделить третий транш в размере $1 млрд только в середине сентября, четвертый — 3 апреля 2017 года.