Чилингаров: грузопоток 2017 года по Севморпути побьет все рекорды
Сабетта, Ямало-Ненецкий АО, 30 августа, 2017, 16:56 — ИА Регнум. Северный морской путь с каждым годом наращивает объемы грузоперевозок, и в 2017 году рекордные показатели вновь будут побиты. Об этом сегодня, 30 августа, на встрече представителей стран-участниц Арктического совета заявил Артур Чилингаров, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике.
По словам Артура Чилингарова, в первой половине августа этого года ежедневно по трассе СМП проходило более сотни российских и иностранных судов. Специалист не сомневается: грузоперевозки в этом году превысят прошлогодние 7 млн тонн.
«Грузопоток, формирующийся на заводе «Ямал СПГ» и Новопортовском месторождении, привел к тому, что в прошлом году грузоперевозки по Северному морскому пути возросли до 7,2 миллионов тонн и впервые превысили перевозки советского периода, — отметил представитель президента. — В этом году, судя по всему, и этот рекорд будет перекрыт».
Вклад порта Сабетта
В январе — марте 2017 года Минэкономразвития отмечало сокращение объемов грузоперевозок по СМП на 20% по сравнению с тем же периодом 2016 года. Снижение показателей было связано, в том числе, с сокращением объема морских перевозок стройматериалов и оборудования для строительства порта Сабетта на полуострове Ямал. Однако сегодня арктический порт Сабетта функционирует в штатном режиме, что позволяет вернуть и превысить прежние объемы. Порт готов обслуживать перевалку грузов и прием всех судов, в том числе газовозов ледового класса, крупнейший из которых — танкер «Кристоф де Маржери» — прибыл в Сабетту в конце марта этого года.
«Кристоф де Маржери» стал первым в мире торговым судном, которое смогло совершить переход по СМП без ледокольной проводки на всем протяжении трассы. По информации Совкомфлота, газовоз сможет, не попадая под влияние природных изменений, совершать рейсы круглый год в западном от Сабетты направлении и на протяжении шести месяцев (с июля по декабрь) — в восточном. Таким образом, танкер внесет свой вклад в увеличение грузопотока Севморпути.
Читайте ранее в этом сюжете: Русский рекорд судна с кипрским флагом из Южной Кореи
Напомним, как сообщало ИА REGNUM, арктический порт Сабетта и завод «Ямал СПГ» — это приоритетные проекты по созданию в России центра по производству сжиженного природного газа мощностью 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения на полуострове Ямал. Аналогичных проектов сегодня в мире нет, это крупнейший из всех существующих в полярных районах.
Развитие СМП уже намечено
Артур Чилингаров в своем выступлении подчеркнул, что изменения климата ускоряют сокращение ледяного покрова: «Эти процессы существенно расширяют окно возможности использования Северного морского пути».
Многие эксперты выражают свое несогласие с тем, что успешное коммерческое использование Севморпути когда-либо будет достигнуто. Прежде всего, из-за невозможности регулярного движения: воды Арктики даже в летнее время опасны появлением ледовых полей и будут представлять риск для судоходства. Однако многие страны видят в этом маршруте собственные экономические перспективы.
Так, начать активное использование СМП для перевозок из Кореи в Европу намерена крупнейшая южнокорейская компания по морским контейнерным перевозкам Hyundai Merchant Marine. Компания готовится к переговорам с российскими партнерами, чтобы в 2020 году провести серию тестовых проводок судов. «Чтобы реализовать проект, нам необходима помощь со стороны России, которая обладает самым большим флотом ледоколов в мире, — отмечают корейские специалисты. — Совместная работа на СМП позволит получить Корее и России большие дивиденды». И хотя прохождение по Северному морскому пути требует дополнительных затрат на ледовую проводку, сокращение времени почти на 30% по сравнению с южным маршрутом через Суэцкий канал может стать решающим фактором для иностранных судоходных компаний.
Читайте также: Нужен ли нам транзит по Севморпути?
Северный морской путь (СМП) — пространство, которое прилегает к северному побережью Российской Федерации и охватывает внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую и экономическую зоны, ограниченное с востока морским пространством США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом Желания до архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские ворота и Югорский Шар.