Инвестпроект “Южноуральский” и 100-миллионные долги: подрядчиков кинули?
Челябинск, 29 августа, 2017, 20:30 — ИА Регнум.
При строительстве транспортно-логистического комплекса (ТЛК) «Южноуральский» в Челябинской области, возможно, использовались мошеннические схемы. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в аппарате регионального уполномоченного по правам предпринимателей.
Как отмечает областной бизнес-омбудсмен Александр Гончаров, подрядчики не получили денег за работы по строительству объекта. Заказчиком было ООО «Ресурс». В роли генерального подрядчика выступало ОАО «Энекс» из Краснодара.
Как заявил директор компании «ВолгоАтомСпецСтрой» (одного из подрядчиков — ИА REGNUM ) Евгений Чубатый, общая задолженность перед подрядчиками со стороны компании «Энекс» на начало июля составляла порядка 600−700 млн рублей. За помощью предприниматели пошли к бизнес-омбудсмену и в суды.
«Обращения по ТЛК «Южноуральский» не совсем относятся к уполномоченному, потому что это споры хозяйствующих субъектов. Но поскольку события знаковые, сумма задолженности очень большая и пострадавших много, то Александр Гончаров выступает в качестве, своего рода, медиатора ситуации, по крайней мере пытается отрегулировать. Был собран круглый стол, в котором с одной стороны участвовали пострадавшие подрядчики, а с другой — Александр Гончаров, депутаты Заксобрания (Челябинской области — ИА REGNUM ), представители прокуратуры и МВД. В ходе мероприятия выяснилось, что правоохранители готовы рассмотреть заявления пострадавших, но пока ничего в их адрес не поступало», — сообщила корреспонденту ИА REGNUM представитель аппарату уполномоченного по правам предпринимателей в Челябинской области Ольга Смирнова.
Пострадавшие предприниматели обращались в арбитражный суд, на руках у них имеются даже решения в свою пользу. Но ситуация осложнена тем, что генподрядчик и заказчик оказались на грани банкротства. Как полагают бизнесмены, организованная при строительстве ТЛК «Южноуральский» схема вполне похожа на мошенническую, при которой специально выводятся средства, а затем реализуют процедуру банкротства.
«Предприниматели подозревают, что их кинули, то есть мошенничество. Вывод активов незаконен, это всё расследуется, но необходимо написать обращения в прокуратуру и МВД. Но вот этого пока не происходит», — сказала Ольга Смирнова.
При этом предприниматели, по данным аппарата омбудсмена Александра Гончарова, формально еще не обращались в правоохранительные органы. Однако настойчиво просят губернатора Челябинской области Бориса Дубровского и его зама по экономике, вице-губернатора Руслана Гаттарова оказать содействие в возврате долгов.
«Предприниматели обращались к губернатору Борис Дубровскому и вице-губернатору Руслану Гаттарову, на уровне устных обращений. Они просят урегулировать ситуацию и чтобы заказчик рассчитался», — пояснила Ольга Смирнова.
Почему предприниматели полноценно не задействуют ресурс правоохранителей, можно только догадываться. Возможно, предполагают некоторые коммерсанты, идут кулуарные обсуждения и есть расчёт на то, что таким образом можно хоть что-то получить, ибо в противном случае, как это зачастую бывает, можно остаться совсем без выплат.
В настоящее время к краснодарской компании «Энекс», являвшейся одним из подрядчиков на строительстве ТЛК, предъявлены требования 12 кредиторов, среди них четыре из Челябинской области. Задолженность перед подрядчиками представители данной компании оценивают в 450 млн рублей, а не в 600−700 млн, как заявляют сами бизнесмены. В свою очередь, ОАО «Энекс» через арбитражные суды смогло добиться решения в свою пользу. ООО «Ресурс» должно выплатить генподрядчику деньги. Но пока это решение остаётся на бумаге. Деньги так и не выплачены.
При этом в аппарате бизнес-омбудсмена отметили, что администрация ТЛК «Южноуральский» якобы практически не идёт на контакты. Также непросто получить комментарий от руководства транспортно-логистического объекта представителям СМИ. Хотя раньше, при открытии и запуске объекта, представители руководства ТЛК были более разговорчивы, давали комментарии, объясняли значимость объекта, необходимость многомиллиардных инвестиций.
Получить комментарий от администрации ТЛК «Южноуральский» не удалось, телефоны организации недоступны. Также корреспонденту ИА REGNUM не предоставилась возможность поговорить с представителями ООО «Ресурс» и ОАО «Энекс». Впрочем, на официальном сайте компании «Энекс» размещён комментарий генерального директора компании Дмитрия Глямшина. Из текста следует, что компания находится в стадии банкротства с конца 2015 года. Причина тому — огромная долговая нагрузка, порядка 13 млрд рублей. Из них контрагентам по ТЛК «Южноуральский» должны порядка 450 млн При этом, по его словам, ООО «Ресурс» по вступившим в законную силу решениям судов должно «Энексу» более 856 млн рублей.
Также Дмитрий Глямшин опровергает факт вывода и распродажи активов, на который обращают внимание некоторые кредиторы «Энекса».
Отметим, 13 апреля 2017 года под председательством вице-губернатора Челябинска Руслана Гаттарова состоялось совещание, в котором приняли участие заказчик строительства ТЛК «Южноуральский» — ООО Ресурс», генподрядчик — ОАО «Энекс» и представители субподрядчиков. Заявленная тема — проблема неплатежей.
Руководитель проекта возведения транспортно-логистического комплекса Александр Мягков заявил, что компания «Энекс» якобы не выполнила часть своих обязательств, а именно не передала всю необходимую документацию, а также не завершила работы. Однако в ответ вице-президент по безопасности ОАО «Энекс» Сергей Ударцев заявил, что Арбитражный суд Краснодарского края удовлетворил два иска в отношении заказчика строительства, ООО «Ресурс», на общую сумму 869 млн рублей. Вице-губернатор Руслан Гаттаров лишь выразил готовность правительства Челябинской области содействовать в поиске решения в споре основных хозяйствующих субъектов.
Напомним, 5 декабря 2013 года в Москве был подписан меморандум о механизмах финансирования проекта строительства ТЛК «Южноуральский» между компаниями-партнёрами. На церемонии присутствовали на тот момент руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов, министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор Челябинской области Михаил Юревич. 19 декабря 2013 года совет ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» («ГТЛК») принял решение профинансировать транспортно-логистический комплекс «Южноуральский» в общей сумме порядка 6,6 млрд рублей. В 2014 году компаниям ООО «Ресурс» и ООО «Лоджик Лэнд» были выделены средства в сумме 5,05 и 1,572 млрд рублей на возведение объектов первой очереди объекта и, соответственно, на приобретение оборудования и техники для комплекса.
Заказчик строительства, компания ООО «Ресурс», по данным открытых баз данных юридических лиц, принадлежит Вадиму Гинеру (74%) и Сергею Копьеву (26%). 23 августа 2016 в отношении ООО «Ресурс» была введена процедура банкротства — наблюдение. Другой участник проекта, ООО «Лэнд Лоджик» принадлежит тем же собственникам, Вадиму Гинеру (75%) и Сергею Копьеву (25%).
Генподрядчик краснодарская компания ОАО «Энекс» по данным баз данных юридических лиц, на 75% принадлежит Газпромбанку, а на 25% — ООО «Менеджмент южного ИЦ энергетики». В феврале 2017 года в отношении ОАО «Энекс» также была введена процедура наблюдения.
Отметим, власти рассчитывали, что объект обеспечит, ни много ни мало, «грузооборот транспортного коридора КНР — РФ и станет ключом в развитии российско-китайских отношений». Руководство ТЛК «Южноуральский» перед открытием объекта, в апреле 2015 года, заявляло, что помимо логистики на объекте планируется размещение различных производств. Сергей Копьев в интервью изданию «Деловой квартал» уверял, что многие компании уже проявили интерес к проекту. Предполагалась производственная зона, состоящая из трех кластеров: АПК, крупноузловая сборка автомобилей и сборка бытовой техники. Поддержку этим начинаниям, по словам Копьева, активно оказывали региональные власти. Расчёт при открытии объекта в мае 2015 года был на то, что заработают механизмы импортозамещения и площадки будут востребованы как китайскими, так и отечественными инвесторами для организации производств. При этом была ставка и на социальную значимость проекта — создание 1500 новых рабочих мест, а также на пополнение бюджетов разных уровней за счет налоговых отчислений.
Однако по прошествии уже двух лет ТЛК «Южноуральский» не спешит «хвастаться» достижениями, наоборот, отмечаются сложности и всяческие «обстоятельства», не позволяющие добиться запланированных параметров.
Напомним, мультимодальный торгово-логический комплекс «Южноуральский» находится в 75 километрах от Челябинска, проект оценивался в 6,6 млрд рублей. Мощность объекта составляет до 400 контейнеров в сутки, а максимальный грузооборот, которого планировалось достичь в 2016 году, — 2,5 млн тонн грузов в год. Руководство ТЛК заявляло, что за семь-восемь лет вложенные в логистику инвестиции окупятся. Пока же объект сильно недогружен.
Читайте также: Логистический комплекс «Южноуральский» и опасения зависимости от Китая