В Якутии уже третий месяц горят леса, и с 4 июля по этой причине сохраняется режим ЧС регионального уровня, но только сейчас на эту проблему обратил должное внимание федеральный центр. 16 августа, уже после критики тушения лесных пожаров в Якутии полпредом президента РФ в ДФО Юрием Трутневым, глава Минприроды РФ Сергей Донской в ходе оперативного совещания заострил внимание на проблеме лесных пожаров в республике, при этом сочтя неприемлемым качество реализации полномочий в сфере лесного хозяйства региона.

Читайте также: Тушить леса Якутии надо деньгами: «Долг растёт, как снежный ком»

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Министерства охраны природы, его руководитель поручил взять ситуацию под особый контроль, проверить адекватность действий региональных властей, отвечающих за лесопользование, и представить предложения о необходимых мерах в отношении региона.

Ранее Юрий Трутнев назвал недопустимой ситуацию, когда огонь распространяется на 25 га.

«Его надо ловить сразу. Надо властям Якутии и Рослесхозу предпринимать меры. Работа здесь поставлена плохо, надо выяснять причины, так много леса гореть не должно», — заявил вице-премьер во время визита в республику.

Заместитель главы Рослесхоза Анастасия Винокурова, пытаясь реабилитировать Рослесхоз, отчиталась перед Сергеем Донским о направлении в регион 200 десантников-парашютистов из Чувашии, Иркутской и Московской областей и о задействовании 101 работника службы «Авиалесоохрана». Она также заверила, что со стороны федерального агентства лесного хозяйства систематически оказывается методическая помощь в части рекомендаций по корректировке площадей, пройденных огнем, и идентификации вновь возникающих термических точек.

«Мы, не дожидаясь введения режимов на уровне региона, планировали ввести свои силы и средства для упреждения эскалации обстановки, однако органы исполнительной власти республики не заключили контракт на тушение лесных пожаров до возникновения ЧС. И только после доведения ситуации до критического состояния начали обращаться с просьбой о направлении сил федерального резерва», — отметила Анастасия Винокурова.

Читайте также: Якутия оказалась неготовой к пожароопасному сезону из-за недофинансирования

Но республика уже не первый год говорит о необходимости «ловить огонь сразу» и просит для этого у федцентра не только людей, но в первую очередь деньги, которые нужны на авиамониторинг и оперативное выявление очагов, чтобы тушить их ещё на том этапе, когда они не разрослись. Об этом рассказал корреспонденту ИА REGNUM председатель общественного движения «СИР», эколог Иван Степанов. Он напоминает, что до 90-х годов республике выделялось гораздо больше средств на тушение лесных пожаров, предоставлялось в разы больше часов авиамониторинга, было 1,5 тысячи парашютистов вместо 160 и нормальная техника.

«А сейчас у нас по деньгам всего 3 рубля за гектар положено на тушение пожаров, при том, что в целом по ДФО 9 рублей, а по России — 27. И это при огромных расстояниях Якутии. Мало того, что сама методика искажённая, уменьшенная в разы, но еще и недофинансирование идёт. А техника у нас закуплена еще в 90-е годы. Она приезжает на пожары и там ломается. Поэтому тушить леса одно мучение, говорят те, кто этим занимается. Просто стонут от того, насколько эта система деформирована. Поломали старый механизм. Раньше и финансирование нормальное было, и техника рабочая, и количество людей, и часов авиамониторинга в разы больше. Потом все эти нормативы урезали, и теперь эти пожары закономерны при такой системе финансирования противопожарных мероприятий. Государство само создало предпосылки для таких пожаров и этой ситуации», — уверен Иван Степанов.

Читайте также: Якутия разработала новую методику распределения денег на леса

Ещё одним фактором он называет острую нехватку профессионалов для тушения лесов. На этих работах в основном задействуют местное население, которое не всегда умеет грамотно бороться с огнём.

«Мобилизованные люди могут многое не учесть, упустить направления пожаров. А численность профессионалов по тушению лесных пожарных в республике сократили очень сильно, в разы. И сегодня мы имеем то, что имеем. Сейчас пожары уже стали приближаться к населённым пунктам», — подчеркнул Иван Степанов.

Он также обращает внимание на то, что даже с привлечённым на пожары местным населением Рослесхоз своевременно не рассчитывается, а потому они уже неохотно соглашаются участвовать в мероприятиях по ликвидации возгораний, разве что из соображений спасения от огня своих населённых пунктов.

«Но таких патриотов становится все меньше, система несвоевременных расчётов с людьми все убивает», — пояснил общественник.

Читайте также: Опасения Якутии: тушить лесные пожары в 2016 году будет некому

Иван Степанов обратил внимание и на острую для Якутии проблему авиамониторинга. Это позволило бы, уверен эколог, начинать тушить пожары своевременно. Но перед авиакомпаниями у департамента охраны лесов Якутии из-за недофинансирования тоже задолженность, и мониторить леса в долг они соглашаются неохотно.

Что касается последствий, то они негативно сказываются не только на жителях региона, но и на всей планете, уверен общественник.

«Пожары опять-таки повышают угрозу глобального потепления, — напомнил он. — Лес у нас сохраняет вечную мерзлоту. Если он гибнет, идёт заболачивание почвы. У нас очень хрупкая, ранимая природа, если начинается заболачивание, то там уже ничего не будет расти. А лес — это стратегический ресурс, лёгкие планеты, защита вечной мерзлоты. Тушение лесных пожаров надо финансировать и эффективность повышать. Раньше упреждали пожары, так как малые очаги тушить легче. Самолёты чаще облетали территории и сразу находили очаги. Сейчас мы с космоса наблюдаем, и чтобы тепловизоры оттуда увидели, надо, чтобы огонь нормально разгорелся, а раньше реагировали уже на дым».

Что касается жителей республики, то они из-за ЧС ограничены в возможности бывать на природе, хотя большинство пожаров в республике возникает из-за гроз.

«Население сильно страдает. Это уже влезло в нашу жизнь. Находиться на природе мы можем только в строго отведённых местах. Путём запретительных мер и нарушением наших прав на свободу передвижения пытаются упредить, профилактику таким образом проводят. Запрещают выезжать в лес, каждого подозревают в том, что он — причина пожара. Понимаем, что вынужденная мера, видимо, в этих условиях. Но на самом деле грозы были всегда, но силы и средства соответствовали, и этот вопрос решался. А сейчас — недофинансирование», — подчеркнул Иван Степанов.

Ещё одной проблемой он назвал частое задымление в населённых пунктах региона из-за лесных пожаров. В том числе в Якутске: «Город бывает в дыму неделями, это нам здоровья не прибавляет. Солнце из-за дыма становится красным, и дышать очень сложно. Очень надеемся, что руководство республики и России обратит внимание и уже начнёт спасать наш якутский лес».

Он также провёл параллель с ситуацией на руднике «Мир», когда вице-президент АЛРОСА Юрий Дойников четыре года назад предупреждал об опасности подтопления шахты, но его слова не слушали, пока не случилось ЧП.

Читайте также: Караты по цене жизни? «Проблемы на «Мире» начались давно и были системными»

«И с горящими лесами сейчас похожая ситуация. Неужели её не будут разрешать, пока что-то непоправимое не произойдёт?» — опасается Иван Степанов.

Как сообщало ИА REGNUM, замруководителя департамента лесных отношений Якутии Джулустан Хон неоднократно говорил о катастрофической нехватки средств, сил и техники для тушения лесных пожаров в республике. Ведомство неоднократно посылало запросы в Рослесхоз с просьбой профинансировать тушение возгораний, но в необходимом объёме деньги не перечислялись. В итоге по состоянию на 4 августа кредиторская задолженность ведомства перед авиакомпаниями и населением превышала 200 млн рублей.

Помимо того, что Рослесхоз с большим опозданием перечислил республике средства из федерального бюджета за тушение лесов в 2015—2016 годах, Якутия стоит на последнем месте в РФ по объёму положенных денег на эти цели в связи с несовершенством методики их распределения. Сейчас средства между регионам делят, исходя из количества населения, а не по площади лесов. В итоге Якутия, где 20% леса и всего порядка 900 тыс. жителей, получает меньше всех в РФ средств, а именно, в 2017 году — 411 млн рублей при необходимом минимуме 2,3 млрд при условиях малой горимости.

Читайте также: «Сил и средств недостаточно»: Якутии нужно ещё 85 млн на тушение пожаров

Напомним также, что, по данным Джулустана Хона, на огромную территорию Якутии приходится всего 163 парашютиста-десантника, а, к примеру, в Красноярском крае, где территория гораздо меньше, 1000 человек.