Украина не закупает уголь в России. Об этом сегодня, 23 июня, заявил во время часа вопросов к кабинету министров в парламенте украинский-премьер-министр Владимир Гройсман.

Он, ссылаясь на данные Министерства топлива и энергетики, сказал, что ни одна государственная украинская компания не производит закупки угля у «страны-агрессора». Также в настоящее время правительство страны всеми силами пытается диверсифицировать поставки энергоносителя.

Помимо этого, Гройсман заявил, что правительство замещает уголь другими энергоносителями. В особенности это касается антрацитной группы, запасы такого угля находятся на неподконтрольной Киеву территории.

«Занимаемся системно нашей безопасностью», — подчеркнул глава правительства.

Он также призвал отдельных народных депутатов Украины не пытаться блокировать железную дорогу. Гройсман сказал, что депутаты не должны «махать мандатом» и ссылаться на свою неприкосновенность.

Такие заявления украинский премьер-министр сделал в связи с тем, что депутаты Верховной рады стали задавать вопрос по итогам отчета Минэнергоугля Украины за первые пять месяцев 2017 года. Дело в том, что в документе говорилось, что с начала 2017 года 777,5 тыс. тонн угля было поставлено из России, из Польши еще 118,9 тыс. тонн, из ЮАР — 100,5 тыс. тонн. В мае этого года отгрузка угля на Украине составила 446,3 тыс. тонн. При этом 418,7 тыс. тонн было импортировано из России. В Государственной фискальной службе отмечали, что за первые пять месяцев текущего года Украина закупила угля каменного, антрацита — на $1,35 млрд. Большая часть пришлась на РФ — $538,8 млн. Поставки американского угля обошлись Киеву в $264,5 млн, из Канады — на $72,8 млн, из других стран — на $159,3 млн.

Важно также отметить, что тепловой генерацией на Украине занимаются шесть компаний. Пять из них частные. Это ДТЭК «Востокэнерго», ДТЭК «Днепроэнерго», ДТЭК «Западэнерго», «Киевэнерго» и «Донбассэнерго». Единственная государственная — это «Центрэнерго», приватизация которой была отложена в 2013 году. «Центрэнерго» обеспечивает генерацию только на ТЭС Углегорская и Трипольская. Генерацией на еще 13 ТЭС занимаются частные компании.

Напомним также, в 2016 году уголь Украина закупала из двух стран — из России и ЮАР. Объем закупок российского угля составлял 566,7 тыс. тонн за $45,8 млн, в ЮАР — 366,6 тыс. тонн на $22,9 млн. Несмотря на огромную долю российского угля в общей доле закупаемого Украиной угля, в марте в министерстве энергетики и угольной промышленности Украины объявили, что власти запретят закупать российский уголь. Такие закупки, как говорил вице-премьер Украины Владимир Кистион, невозможны «с патриотической точки зрения». В свою очередь, министр энергетики страны Игорь Насалик заявил, что будет наложен запрет на импорт угля из РФ, поскольку российские поставщики якобы под видом своего угля продают энергоноситель из Донбасса. Украинские радикалы поддержали эту идею и теперь угрожают перекрыть поставки российского угля и призывают правительство утвердить план министр энергетики.

В январе 2017 года украинские радикалы начали блокаду поставок угля из Донбасса на ТЭС Украины. На неподконтрольной Киеву территории находятся самые прибыльные шахты. В результате действий радикалов 15 февраля правительство Украины единогласно приняло решение о введение чрезвычайного положения в энергетике, чтобы сэкономить ресурсы. После этого чрезвычайное положение в экономике продлевали еще несколько раз и действует до сих пор.

Киев пытается импортировать дорогой уголь из ЮАР, а также планирует начать закупки энергоносителя в Казахстане. Что касается замены угля другими видами энергоносителей, то, как передавало ИА REGNUM, Украина, прекратив закупать газ напрямую у «Газпрома», но продолжая получать то же самое российское топливо реверсов через европейские страны, теперь надеется импортировать СПГ из США. Однако Турция запрещает СПГ-танкерам проходить через Босфор, поскольку считает это потенциально опасным. Кроме того, на Украине нет инфраструктуры, способной принимать американский СПГ, США пока тоже не готовы с технической точки зрения начать полномасштабные поставки СПГ в восточноевропейскую страну. К тому же такие поставки оказываются для Украины гораздо дороже, чем российский газ.