В Казахстане планируется законодательно закрепить административную ответственность за нарушение запретов в области рекламы. Об этом, сегодня, 21 июня, сообщил министр национальной экономики Республики Казахстан Тимур Сулейменов в ходе доклада в Мажилисе (нижняя палата) парламента Республики Казахстан. По ряду пунктов будут введены штрафы.

Министр представил вниманию депутатов проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы».

«В Законе «О рекламе» уже сегодня существует ряд запретов и ограничении в области рекламы. В частности, содержит более 15 запретов. Например, запрет на рекламу электронного казино и интернет-казино, деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды, запрет на ненадлежащую рекламу, запрет на трансляцию рекламы в дни национального траура — реклама на теле-, радиоканалах и другое. Однако, они не работают на практике и игнорируются субъектами, ввиду отсутствия по ним административной ответственности либо отсутствия практики уполномоченных органов по привлечению к административной ответственности. В этой связи нами конкретизирована диспозиция видов административной ответственности в области рекламы», — сообщил министр.

В частности, отметил министр, вводится административная ответственность за указание цены товара не в национальной валюте при его реализации на территории Республики Казахстан.

«Чтобы не допускать скрытую рекламу алкоголя и табака введена ответственность за рекламу в форме проведения различных мероприятий, в том числе розыгрышей призов, лотерей, направленных на стимулирование спроса и интереса к алкогольной продукции, табаку и табачным изделиям. Вместе с тем, в целях недопущения увеличения финансовой нагрузки на предпринимателей размеры санкции, установленные в КоАП, не пересматривались», — доложил Сулейменов.

Кроме перечисленных, в перечень нарушений также включены следующие позиции:

  • распространение и размещение рекламы биологически активных добавок к пище в общественном транспорте, организациях, не имеющих отношения к их назначению, использованию и отпуску;
  • недобросовестная, недостоверная, неэтичная и скрытая реклама;
  • прерывание рекламой, в том числе способом бегущей строки, трансляции официальных сообщений, выступлений кандидатов в президенты и депутаты представительных органов, образовательных и религиозных телепрограмм, а также демонстрации детских телепрограмм, за исключением рекламы, для детей и подростков;
  • прерывание рекламой демонстрации фильма в кино‑ и видеообслуживании, за исключением перерывов между сериями;
  • размещение наружной (визуальной) рекламы на территории памятников истории и культуры, культовых объектов, а также на особо охраняемых природных территориях;
  • реклама строящегося, а также впервые введенного в эксплуатацию жилого дома (жилого здания), не соответствующая его проектной документации и классификации жилых зданий, предусмотренной государственными строительными нормами и правилами;
  • реклама не зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Казахстан религиозных объединений и духовных (религиозных) организаций образования детей и подростков.

По размерам штрафов, дана следующая информация: штрафы для физических лиц будут начинаться от 20 МРП (месячный расчетный показатель в Казахстане с января 2017 года равен 2 269 тенге, что составляет порядка 409,57 рублей). Это порядка 45 380 тенге (8 191 рублей).

Увеличение штрафа предусматривается в случае нарушения с использованием СМИ. В частности, там физическое лицо заплатит 70 МРП или 158 830 тенге (28,67 тысяч рублей). Повторное нарушение физическим лицом предусматривает рост штрафа до 150 МРП. То есть при повторном нарушении физическое лицо заплатит 340,35 тысяч тенге (61,44 тысяч рублей). Для должностных лиц суммы немного другие — для них штрафы начинаются от 70 МРП и будут доходить до 170 МРП.

Некоммерческие организации и субъекты малого предпринимательства могут быть оштрафованы на 100 МРП или 226,9 тысячи тенге (40,96 тысячи рублей). При использовании СМИ для них ставка повышается в 1,5 раза, а в случае повторного нарушения — в 2 раза.

Субъекты среднего предпринимательства в случае нарушений должны будут заплатить порядка 200 МРП — это 453,8 тысячи тенге (81,91 тысячи рублей). При использовании СМИ при нарушении штрафы для них остаются неизменными, а вот за повторное нарушение им придется заплатить в 1,5 раза больше.

Наиболее крупный штраф предполагается для субъектов крупного предпринимательства. В частности, наказание за нарушение здесь составляет 400 МРП — 907,6 тысячи тенге (163,83 тысячи рублей), за нарушение с использованием СМИ — 500 МРП или 1 млн 134 тысячи 500 тенге (204,78 тысячи рублей), а вот за повторное нарушение размер штрафа составляет 600 МРП или 1 млн 361 тысяч 400 тенге (245,74 тысячи рублей).

Штрафы за нарушения ряда пунктов закона «О рекламе»

в тенге

в рублях

20

45 380

8 191

70

158 830

28 670

100

226 900

40 957

200

453 800

81 913

400

907 600

163 827

По докладу министра национальной экономики Тимура Сулейменова

Штрафы за нарушения с использованием СМИ

в тенге

в рублях

70

158 830

28 670

100

226 900

40 957

150

340 350

61 435

200

453 800

81 913

500

1 134 500

204 783

По докладу министра национальной экономики Тимура Сулейменова

Штрафы за нарушения, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания

в тенге

в рублях

150

340 350

61 435

170

385 730

69 626

200

453 800

81 913

300

680 700

122 870

600

1 361 400

245 740

По докладу министра национальной экономики Тимура Сулейменова

Напомним, казахстанский рынок рекламы лихорадило весь 2016 год из-за отложенного девальвационного эффекта. По данным TNS Central Asia, в 2016 году рынок сократился более чем на треть по сравнению с 2015 годом — до 99,4 млн долларов США. При этом и 2015 год был не очень удачным, так как сокращались бюджеты, расходы на рекламные проекты были неравномерными, а доходы агентств и СМИ от них стали еще меньше.