При этом весь последний месяц о выплатах горнякам сообщается практически каждый день. Но тем не менее, в Гуково у штаб-квартиры компании-банкрота продолжают бастовать шахтеры, грозящие пойти на крайние меры. Но если посмотреть на ситуацию с объективной точки зрения, то в бедах шахтеров региональные власти не виноваты. И платить по долгам обманувшей своих работников угольной компании не обязаны. Хотя и платят.

Donland.ru
Шахтеры

Ещё по теме: Выплаты продолжаются: шахтёры Ростовской области получают мартовский транш

Шахтёрам Ростовской области начали выплачивать апрельский транш

Напомним, ООО «Кингкоул» было образовано в декабре 2007 года. На момент образования 90% бизнеса принадлежало «Кингкоул груп лимитед», 10% контролировал глава компании Владимир Пожидаев. В Ростовскую область «Кингкоул» пришёл в конце 2012 года, купив у «Русского угля» (бывшим гендиректором которого был, кстати, все тот же Пожидаев) 100% акций ОАО «Угольная компания «Алмазная», ОАО «Замчаловский антрацит», ЗАО «Ростовгормаш», ЗАО «Гуковпогрузтранс» и ЗАО «ГуковТелеком». В 2014 году компания намеревалась добыть порядка 4 млн тонн угля, а затем нарастить объемы на 30−40%. Таким образом, к 2017 году «Кингкоул» планировал стать основным угледобытчиком юга России.

Но вместо этого астрономических сумм достигли долги компании перед кредиторами. Так, в структурах «Кингкоул» образовалась дебиторская и кредиторская задолженность по отношению друг к другу и к своему головному предприятию в общей сумме более 1 млрд рублей. Кроме того, схема расчётов головной компании третьим лицам привела к долгам по выплатам заработной платы работникам.

К 2016 году общая сумма долга по зарплате достигла огромных размеров — более 340 млн рублей. Причем отдавать долги работникам, месяцами не получавшим заработанное, было нечем: компания была объявлена банкротом, попала под внешнее управление, и её имущество выставили на торги. Сам Владимир Пожидаев весной 2017 года был приговорен к 5 годам колонии общего режима. На этом сказке о «королевском угле» (kingcoal в переводе с англ. — «король-уголь») на Дону пришел конец.

Читайте также: Шахтерский бунт на Дону: директора угольной компании будут судить ещё раз

Но спохватились шахтеры только тогда, когда им прекратили платить зарплату. Тогда инициативная группа угольщиков достаточно быстро поняла, что добиться чего-либо от владельцев компании-банкрота им, скорее всего, не удастся. В этой ситуации, вспомнив опыт 90-х годов, горянки решили заставить расплатиться по долгам бизнеса местные власти. Мол, кто, как не они, якобы обязаны были вовремя пресечь деятельность обманщиков-предпринимателей. А если не уследили за ними — пусть платят.

Исходя из такой неправовой, но охотно поддержанной массами логики, и начала действовать созданная в Гуково инициативная группа. В итоге весь 2016 год шахтерский регион сотрясали акции протеста — от митингов и пикетов до голодовки и так и не состоявшегося марша горняков «на Москву».

Власти Ростовской области оказались в сложном положении. Не отреагировать на требования более чем 2 тыс. человек, оказавшихся без средств к существованию, они не могли. Но откуда взять средства? Провести по бюджету погашение долгов коммерческого предприятия, не имеющего к региональному правительству никакого отношения, было бы просто вопиющим нарушением закона. То же самое — выделить из резервного фонда, который подобных трат не предусматривает.

И все-таки решение было найдено. По ходатайству губернатора Василия Голубева выплату долгов по шахтерским заплатам стала осуществлять учрежденная Ростовской областью Региональная корпорация развития. Для этого Корпорация выкупила права требования к обанкротившемуся «Кингкоулу», прекрасно понимая, что компенсировать свои затраты, если и удастся, то очень нескоро.

И 25 августа 2016 года ОАО «РКР» перечислило деньги первым 220 горнякам. С этого времени процесс погашения долгов перед шахтёрами идёт по нарастающей. По состоянию на 15 июня шахтерам «Кингкоула» выплачено почти 276 млн рублей документально подтвержденной задолженности по заработной плате.

Ранее по теме: Шахтерам Ростовской области перечислено уже почти 265 млн рублей

Правительством области была разработана «Дорожная карта» погашения задолженности по зарплате шахтёрам. В ней пошагово расписана стратегия работы по всем направлениям для скорейшего и максимально безболезненного исправления ситуации. В соответствии с документом погасить задолженности планируется в срок до 1 июля 2017 года.

Согласно «Дорожной карте», долги по зарплате зафиксированы до момента начала процедуры банкротства. Однако вполне вероятно, что задолженность может остаться и после всех проведенных выплат. Поэтому дальнейшая работа в этом направлении с шахтерами «Кингкоула» после 1 июля будет вестись в индивидуальном режиме.

Читайте также: Депутат Госдумы: выплаты шахтерам Гуково проходят согласно «дорожной карте»

Помимо этого, было принято решение включить в число получателей долгов по зарплатам работников сервисных структур «Кингкоула». С персоналом обстоит самая сложная ситуация, так как нет ни имущества, ни многих подтверждающих документов, значит, конкурсное производство по законодательству вестись не может. То есть шансов получить деньги у бывших работников таких предприятий просто нет. Поэтому им была оказана материальная помощь: свыше 430 работников сервисных предприятий получили материальную помощь на сумму почти 10 млн рублей.

Также по теме: Персоналу донской угольной компании-банкрота «Кингкоул» оказали матпомощь

Кроме денег, по инициативе донского минпромэнерго угольные компании региона безвозмездно выдали социально незащищенным работникам и пенсионерам предприятий «Кингкоула» 810 тонн угля. Распределение угля производилось инициативной группой по спискам, согласованным общим собранием шахтёров. Также работникам прогоревшей компании и членам их семей была оказана по их личным обращениям персональная адресная помощь.

Однако кому-то всего этого кажется мало. И на фоне всеобщего умиротворения (а чего шуметь, если платят?), по-прежнему раздаются голоса недовольных, продолжающих регулярно ходить на пикеты, чтобы поругать власти.

Ранее ИА REGNUM информировало о недовольстве членов инициативной группы, которые заявляли о том, что шахтёрам вместо выплат приходят, по их собственному утверждению, «копейки». Исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Региональная корпорация развития» Александр Жуков отметил, что выплаты бывшим работникам «Кингкоула» перечисляются в размере от нескольких десятков до сотен тысяч рублей. Большинству шахтёров долги по зарплате полностью погашены.

Довольно странная ситуация сложилась и с частью имущества одной из компаний, отданного на хранение бывшим работникам «Кингкоула» (в числе которых есть и активисты протестного движения). В настоящее время полицией Красносулинского района Ростовской области собраны материалы по фактам незаконного завладения имуществом, принадлежащим компании. Проверка проводится в отношении ряда бывших сотрудников предприятия.

Сами же пикетчики устроиться на работу не спешат, хотя им были предложены различные вакансии, в том числе по специальности и с нормальной для города Гуково зарплатой. Те же, кому некогда протестовать и нужно зарабатывать, уже давно трудоустроились и работают на других предприятиях.

Как следует понимать, в данном случае социальные соображения пересилили конкретно-экономические. И власти пошли на всё, чтобы сохранить в Ростовской области привычные её жителям стабильность и спокойствие. Жаль, что не все это понимают. И не всем удается вовремя остановиться, чересчур увлекшись завораживающим притяжением «уличной демократии».