Через два года Казахстан исчерпает все мощности по обработке контейнеров. Такой прогноз озвучил сегодня, 16 июня, председатель правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин в интервью Atameken Business Channel.

«Общая мощность сейчас в Казахстане по обработке контейнеров — порядка 400 тысяч контейнеров в год, но проводятся уже сейчас 180 тысяч контейнеров, причем каждый год объем контейнеров удваивается, то есть мы видим, что через год-два — всё, мощности по обработке контейнеров будут исчерпаны», — говорит глава правления Банка развития.

По его мнению, проблема заключается в отсутствии возможности обрабатывать часть этих грузов, причем актуальна она как для Казахстана, так и для большей части России. Он утверждает, что обе страны не готовы к транзиту большого объема контейнеров по направлению «Китай — Западная Европа» как физически, так и юридически. Первое — вследствие отсутствия соответствующих мощностей, а по второму пункту — в связи с нормами по таможенному оформлению содержимого контейнеров.

«Сейчас уровень контейнеризации по нашим железнодорожным перевозкам где-то два процента, это в три раза меньше, чем уровень контейнеризации в Китае. Что сейчас происходит? Поезда «летят» почти как самолеты по нашим пространствам, и вот контейнерный поезд из Китая пролетает Казахстан, пролетает Россию, доходит до Москвы, в Москве осуществляется разгрузка, обработка, таможенная очистка контейнеров, дальше эти контейнеры перегружаются на автомобили и развозятся по России, и даже везутся обратно в Казахстан. То есть вот такая неэффективная получается система, хотя даже сейчас в Казахстане имеется около 10 станций, где можно более или менее предоставить полный спектр услуг по перегрузке, по обработке контейнеров», — заявил Дмитрий Панкин. Он пояснил, что, говоря «даже сейчас», имеет в виду, что существующие в Казахстане мощности просто не покрывают очевидный потенциальный рост контейнерных перевозок из Китая.

Выход из ситуации он видит в участии Евразийского банка развития в проектах, связанных с обработкой контейнеров и строительством новых терминалов.

«Мы видим достаточно острую необходимость в Казахстане строительства трех-четырех таких терминалов, которые бы могли довести потенциальный объем до примерно 1,2−1,4 миллиона контейнеров в год при обработке контейнерных грузов», — отметил Дмитрий Панкин.

Необходимость такого строительства он мотивирует еще и тем, что потенциально, по расчетам аналитиков Евразийского банка развития, примерно 4% грузооборота направления Китай — Западная Европа могут быть переведены на транзитный поток через контейнерные железнодорожные перевозки по евразийскому пространству.

Напомним, в начале месяца Китай объявил о намерении довести до 2020 года количество контейнерных поездов в Европу до 5 тысяч, при этом порядка трех тысяч планируется пустить через территорию Казахстан. Это приведет к тому, что рост контейнерных перевозок увеличится в два с лишним раза.

Читайте также: Китай намерен в 2 раза увеличить железнодорожные перевозки через Казахстан

Всего по направлению Китай-Европа в 2016 году прошло около 1,8 тысячи контейнерных поездов. При этом объем на долю Казахстана пришлось 8 миллионов 290 тысяч тонн грузов. В 2017 году эта цифра прогнозируется на уровне 11,5 миллиона тонн, а к 2020 году планируется нарастить до 25 миллионов тонн.

Напомним, в Казахстане активно ведется работа по улучшению инфраструктуры, что позволило стране подняться сразу на 11 пунктов и занять 77-е место в международном рейтинге эффективности логистики.

В октябре 2016 года завершено строительство инфраструктурных объектов сухого порта в СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота». Также ведется работа по развитию ТЛЦ в регионах Казахстана, строительство (приобретение) терминалов в морских и сухих портах Ляньюнган (ШОС, Китай), Бандер-Аббас (Иран), Клайпеда (Литва). В рамках реализации государственной инфраструктурной программы «Нұрлы жол» в 2016 году сдана в эксплуатацию железнодорожная линия «Боржакты — Ерсай» (14 км), соединившая новый паромный комплекс в порту Курык с железнодорожной магистралью. Помимо этого, реализован запуск железнодорожного паромного терминала в порту Курык, где с начала 2017 года обработано 65 тысяч тонн грузов.

Читайте также: Девальвация подорвала индустриализацию Казахстана

Читайте также: Железные дороги России, Белоруссии, Казахстана наращивают китайский транзит

Читайте также: Шёлковый путь: «В краткосрочной перспективе больше всего выиграет Россия»

Читайте также: Тысячный контейнерный поезд из Китая в Европу проехал через Казахстан

Читайте развитие сюжета: Сухопутный маршрут через Казахстан в Китай объявлен конкурентоспособным