В Челябинской области реализуется проект ранней профессионализации — «Образовательная агломерация». Он уже получил высокую оценку специалистов Высшей школы экономики, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе регионального министерства образования и науки.

В Москве 19 мая состоялась первая региональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития оценки качества образования», проходившей. В ходе неё начальник управления начального, основного, среднего общего образования областного Минобра Елена Тюрина встретилась с исполняющим обязанности директора ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (РЦОКИО) Андреем Барабасом и с представителем Института образования Научно-исследовательского университета Высшей школы экономики (ВШЭ) Виктором Болотовым. Эксперты московских заведений оценили инициативу челябинских чиновников в сфере образования — проект «Образовательная агломерация».

По проекту предполагается ранняя профессиональная ориентация школьника. Школа стремится к заключению договоров с участниками учебного и производственного процесса, по которым учащийся будет получать производственный опыт, в том числе за счет прохождения производственной практики. Школьник проходит обучение, в том числе, в других образовательных учреждениях для более глубокой профессионализации. В образовательном процессе делается ставка на углубленное изучение образовательной области — «Технология».

Проект «Образовательная агломерация» направлен на профессиональную ориентацию школьников, говорится в разработанном методическом пособии для педагогов «Образовательная агломерация как эффективное условие профессиональной ориентации школьников», выпущенного под эгидой Челябинского института переподготовки и повышения квалификации (ЧИППКРО).

Ставится задача повысить естественно-технологическое образование учеников новыми формами и методами трудового обучения. На ранних стадиях диагностируются интересы детей, в том числе с помощью включения в трудовой процесс.

Для нового учебного процесса создается образовательная агломерация, которая позволит вовлечь учеников 9−11 классов в различные виды деятельности — учебную, производственную и социальную. Также в планах подготовка педагогических кадров, способных грамотно готовить школьников к профессиональному труду.

С помощью новых подходов к профориентации чиновники очень надеются на то, что впоследствии предприятия региона смогут получить приток квалифицированных рабочих. Однако эксперты независимых общественных организаций, усматривают в ранней профессиональной ориентации попытку сэкономить средства на образовании детей, отнесенных к именуемому условно «пролетарскому» классу. При этом специалисты отмечают не только безнравственность идеи, но и ее неэффективность.

«Еще в 30-е годы XX века так называемая «педология» предлагала сначала измерять способности детей, а затем, разделив на группы, обучать. Однако от такого подхода быстро отказались, так как крупнейшие ученые указали, что способности человека, его интеллектуальные и поведенческие характеристики формируются социумом. С жесткой критикой этой системы выступил А.С.Макаренко — один из четырех великих педагогов мира, признанных ЮНЕСКО», — пояснила эксперт, клинический психолог Жанна Тачмамедова.

Отметим, в последние годы чиновники и бизнесмены заговорили о дефиците сотрудников рабочих специальностей. Вместе с тем, высококвалифицированному специалисту на производстве работодатель готов платить зарплату выше среднего размера оплаты труда.

Добавим, в Свердловской области инженеров воспитывают чуть ли не с детского сада. В регионе действует программа «Уральская инженерная школа». А в 2014 году чиновники задумали проект системы опережающего дополнительного образования под названием «Детская инженерная школа». В рамках него предполагалось формировать у детей интерес к работе инженерном с самого раннего возраста: раскрывать их таланты в форме игры.