«Недаром развитие Транссиба включено в Стратегию экономбезопасности»
Новосибирск, 19 мая, 2017, 10:09 — ИА Регнум. Задача по модернизации Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиба) указана в качестве приоритетной в «Стратегии экономической безопасности до 2030 года», которую президент России Владимир Путин утвердил 13 мая.
Развитие Транссиба в планы федеральных властей попадает регулярно. Оно и понятно, от функционирования транзитных путей зависит региональная интеграция и всей страны. Для Новосибирской области развитие Транссиба принципиально важно — будет развиваться магистраль, будет развиваться и Новосибирск как главный транспортно-логистический узел Сибири.
Доцент кафедры инноваций и предпринимательства Новосибирского государственного университета экономики и управления, президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM вспомнил немаловажное событие недавнего времени, которое проливает свет на внимание центральной власти к железнодорожным магистралям страны. Эксперт отмечает, что в рамках прошедшего недавно в Пекине Международного экономического форума президент Владимир Путин отметил заинтересованность России в реализации проекта «Один пояс — один путь». В первую очередь, речь идет об участии в виде сопряжения «Нового Шелкового пути» с Транссибирской железнодорожной магистралью.
«Соединение двух таких глобальных сухопутных путей позволит в случае внештатных ситуаций достаточно быстро перевести поток с одного маршрута на другой», — считает Сергей Максимов, подчеркивая, что «естественно, для Новосибирской области важно, чтобы такая «стыковка» прошла через Новосибирск».
По его словам, если не удастся ее обеспечить, Новосибирск может оказаться в роли… Томска.
«Как гласит одна из широко распространенных легенд, томские купцы заплатили достаточно большую взятку, дабы Транссиб миновал их город. В результате томский торгово-экономический потенциал благополучно переместился в Новосибирск. Если сегодня новый Шелковый путь пройдет мимо сибирских регионов и будет аккумулирован на территории Казахстана, есть вероятность того, что мы потеряем часть грузопотока, торговых и промышленных объемов», — сказал эксперт и добавил, что в данном случае говорится не просто о транзите, а о реальном включении регионов Западной Сибири в единый экономический коридор «Нового Шелкового пути» и тем самым — реализации потенциала, в том числе — в виде поставок высокотехнологичной продукции в Китай.
Максимов подчеркивает, что для работы в столь мощном экономическом пространстве «мы должны соответствовать с точки зрения транспортной составляющей, что подразумевает достаточно серьезную модернизацию Транссиба». А вот, то, что касается конкуренции, на взгляд эксперта, «это путь в никуда: гораздо выгоднее именно кооперация в рамках создания «одного пути». Она позволит на довольно высоком уровне соперничать с морскими перевозками.
«Так, в настоящее время есть реальные возможности привлечь дополнительно порядка 5−7% торгового оборота стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Западной Европы, обслуживаемого морем, на «Новый Шелковый путь», сопряженный с Транссибом. Это будет означать удвоение того торгового потока, который есть сейчас на маршруте Транссиба. Говорить же о конкуренции с авиаперевозками сегодня не приходится, скорее — о дополнении, поскольку большие объемы грузов по-прежнему не перевозятся авиационным транспортом. Традиционное исключение — дорогостоящие либо скоропортящиеся грузы, а также почтовые отправления и доставки интернет-магазинов», — отметил ИА REGNUM Максимов.
А потому значение Транссиба и сегодня огромно: своим созданием транспортная магистраль изначально связала необъятные территории страны в единое целое.
«Сегодня благодаря Транссибу мы можем перемещать грузы, пассажиров по достаточно большому пространству — от Калининграда до Владивостока. Она традиционно имеет большое оборонное значение: это возможность для переброски людей и военной техники, для снабжения, как это было в годы Великой Отечественной войны, фронта. Сегодня роль Транссиба по-прежнему велика: вокруг него сложилась Западно-Сибирская конурбация с центрами экономического, торгового, промышленного развития. По факту, транспортная магистраль превратилась в экономический пояс», отмечает эксперт.
В настоящее время, по данным Сергея Максимова, существуют планы достаточно серьезной модернизации Транссиба и БАМа — двух мощных магистралей с достаточно крупными грузопотоками на каждой, на реализацию которой должно быть направлено 562 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета порядка 260 млрд рублей. В частности, речь идет о «расшивке» Тайшета, предполагающей создание обходных магистралей.
Эксперт вспоминает, что Российские железные дороги в разные годы проводили эксперименты по ускоренной доставке грузов по Транссибу, в числе которых — скоростная доставка контейнеров от Владивостока до Бреста. Скорость доставки была действительно высока — 8,5−9 суток. Но она была осуществлена в качестве эксперимента, на время которого все внутрироссийские перевозки были фактически остановлены: удалось быстро «прогнать» составы, но регулярно курсировать они не могут из-за загруженности магистрали внутрироссийскими грузами.
«Тем не менее, японская и китайская стороны выражали готовность эксплуатировать нашу магистраль. Поэтому дальнейшее развитие Транссиба и БАМа требует создания Северо-Сибирской магистрали, то есть продолжения Байкало-Амурской магистрали до европейской части России. Это позволит перераспределить поток с Транссиба, которому отводится роль скоростной грузо-пассажирской магистрали. В рамках модернизации Транссиба и БАМа предусматривается как развитие пропускной способности самих путей, так и железнодорожных станций», — подчеркивает Максимов.
Эксперт напоминает, что координационным советом РЖД разработана концепция перевозок по дороге на период до 2020 года, предусматривающая выработку конкурентоспособных тарифов, дальнейшее совершенствование организации перевозок, повышение качества сервисного обслуживания, повышение производительности работы портов на западе и востоке страны, создание современных логистических комплексов и многое другое.
«Союз транспортников, экспедиторов и логистов Сибири отмечает, что уже есть конкретные шаги по воплощению в жизнь этой концепции. Не секрет, и РЖД признают этот факт: уровень сервиса не всегда соответствует тому, что предлагают частные компании. Однако сегодня система единого окна, когда груз доставляется «от двери к двери», начинает внедряться и дочками РЖД. Кроме того, разрабатывается система так называемого «грузового экспресса» — запуск грузовых поездов с высокой скоростью. Таковым мыслится поезд «Москва-Владивосток», который представляет собой, условно говоря, некий конвейер. И его бесперебойная работа будет осуществляться в формате кооперации с частными транспортными компаниями», — указывает Максимов, отмечая, что «надо понимать, что все эти шаги дадут мультипликативный эффект в виде социально-экономического развития территорий».
И недаром, отмечает он, модернизация Транссиба включена не только в задачи транспортного развития, но и обеспечения экономической безопасности страны, в том числе — привлечения инвестиций, формирования новых производств и, как следствие, развитие территорий Сибири.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, 13 мая президент России Владимир Путин утвердил «Стратегию экономической безопасности до 2030 года». Правительству РФ поручено разработать в трехмесячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии и обеспечить их выполнение.
Среди задач фигурирует в том числе совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций, развитие Северного морского пути, Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области.
Теперь правительств предстоит осуществлять контроль за реализацией Стратегии экономической безопасности, обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности страны и ежегодно представлять президенту страны доклад о ее состоянии и мерах по укреплению.
Читайте также: Президент РФ подписал указ о стратегии экономической безопасности РФ