Несмотря на принимаемые правительством РФ меры поддержки, задача по комплексному развитию моногородов, до сих пор не достигнута. Выявлен ряд системных недостатков, без решения которых нельзя в перспективе улучшить положение моногородов. Таковы результаты проверки, проведенной Счетной палатой РФ.

При этом, по словам председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, в моногородах проживают почти 10% населения России и каждый третий из них — это житель «кризисного» моногорода».

В частности, проведенный анализ показал, что систематизированная, сбалансированная и комплексная программа развития моногородов, рассчитанная на долгосрочный период, так и не создана. Утвержденная в конце 2016 г. приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов» недостаточно проработана и требует корректировки.

Представленные в 2016 г. в рамках мониторинга данные Росстата, Минтруда и Минпромторга зачастую не соответствуют показателям, содержащимся в ГАС «Управление», что создает противоречивую картину динамики развития моногородов.

В рамках актуализации Перечня моногородов, проведенной Минэкономразвития в 2016 г., было выявлено 16 монопрофильных образований, не соответствующих критериям отнесения муниципальных образований Российской Федерации к моногородам, в связи с тем, что доля занятых на градообразующей организации в общей численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории моногорода, составляла менее 20%.

В целом полученные в ходе анализа данные о социально-экономическом состоянии моногородов свидетельствуют об усилении негативных процессов.

Так, в сравнении с 2015 г. снизились темп роста отгрузки продукции градообразующих предприятий (с 98,6% до 95,8%) и степень загрузки их производственных мощностей (с 64,8% до 60,1%). За счет естественной убыли и миграционного оттока численность населения моногородов сократилась на 50 тыс. человек, численность занятого населения — на 288 тыс. человек, или почти на 5%.

Результаты опроса жителей 60 моногородов, проведенного Счетной палатой, также свидетельствуют о динамике ухудшения за 2016 г. социально-экономической ситуации в моногородах.

Более 70% жителей моногородов оценивают социально-экономическую ситуацию в моногородах как «неблагоприятная» или «терпимая с трудом» (2015 г. такого мнения придерживалось только 60%.).

Крайне низко оценивается жителями моногородов работа органов местного самоуправления по улучшению социально-экономической ситуации. Только 7,7% жителей признали меры, предпринимаемые муниципальной властью, достаточными.

В настоящее время должный мониторинг состояния градообразующих предприятий моногородов не организован.

Деятельность Фонда развития моногородов по софинансированию расходов регионов должного влияния на социально-экономическое развитие моногородов пока также не оказала. Выявлен ряд других серьезных нарушений.

По мнению Голиковой, необходимо более комплексно подходить к проблеме развития моногородов. «Речь идет не только об увеличении финансовой поддержки, а о необходимости сформировать комплексную государственную политику, стимулирующую переход моногородов к устойчивому саморазвитию, в том числе за счет решения вопросов социальной политики, ответственности бизнеса, диверсификации экономики страны и инновационного развития», — отметила Голикова.

Счетная палата РФ направит информационное письмо президенту РФ. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Читайте также: Фонд развития моногородов ужесточил условия выделения средств

Как сообщало ИА REGNUM, к концу 2018 года в моногородах планируется создать 230 тыс. новых рабочих мест. По состоянию 1 января 2017 года в моногородах, получивших поддержку Фонда развития моногородов, уже создано более 2,5 тыс. рабочих мест, и объем привлеченных инвестиций приближается к порогу 17 млрд рублей.

Напомним, в России к моногородам отнесены 319 населенных пунктов, из которых 100 относятся к моногородам 1-й категории с наиболее сложным социально-экономическим положением. Моногорода расположены на территории 61 региона. Наибольшее количество насчитывается в Кемеровской (24 моногорода), Свердловской (17) и Челябинской (16) областях.

Читайте также: В РФ утверждены критерии создания ТОР в моногородах