Исполнительный директор Ассоциации владельцев кораблей Литвы Гинтаутас Кутка утверждает, что судоходный сектор Литвы оказался на дне. Литовский флаг развевается на датских паромах, а торговые корабли литовских предприятий ходят под флагами других стран.

Эксперты прогнозировали, что после экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, торговое судоходство начнет восстанавливать не ранее 2015 года. Еще в 2016 году судоходные предприятия становились банкротами и в мире, и в прибалтийском регионе. После того, как обанкротилось АО Lietuvos jūrų laivininkystė, были проданы последние 5 кораблей этой компании.

Заказанное Клайпедским университетом и представленное мореплавателями порта в 2013 году научное судно Mintis было просветом морского сектора Литвы, но вскоре его затемнила ликвидация предприятия Lietuvos jūrų laivininkystės.

В регистр морских кораблей Литвы, по подсчетам на 1 апреля 2017 года, были внесены 98 торговых, рыбацких и специализированных кораблей. Между тем в то же самое время прошлого года их было 105. В этом году этот список сократился на 3 небольших специализированных портовых корабля, а количество крупных кораблей с прошлой осени не изменилось — их осталось 38.

По данным администрации безопасного судоходства Литвы, в 2016 году некоторые корабли были сняты с учета после смены владельца (проданы иностранным юридическим лицам) или после расторжения договора об аренде без экипажа. В этом году было снято с учета одно морское судно. Оно пойдет на металлолом. В 2016 году были сняты с учета два морских корабля, в 2017 году — один.

Обрадовавшая в 2017 году европейское морское общество новость о том, что три пенсионных фонда решили инвестировать в судоходство, пришла из Дании. Это было словно вестник весны морского бизнеса. Три датских пенсионных фонда — Pernsion Denmark, Danica и Navigare Capitale Partners в начале марта распространили сообщение о том, что учреждают новый фонд Maritime Investment Fund I стоимостью 300 млн долларов США, предназначенный для покупки, аренды и продажи кораблей. В плане было предусмотрено, что финансы будут направлены в такие сферы, как перевоз сухих грузов, контейнерное судоходство, оборудование энергетических объектов в море, корабли, присматривающие за ветряными электростанциями, танкеры и операции по их управлению.

Эти три инвестора призывают и другие учреждения способствовать развитию «судоходного портфеля». «Это очень нужно судоходству Дании, «Синей Дании» (Blue Danmark)», — утверждает представитель фонда Хенрикас Рамсковас. Другой партнер ему вторит, утверждая, что сильная и опытная команда управляющих, привлекательная цена при покупке новых и пользованных кораблей — главная причина, по которой было принято решение инвестировать в морской бизнес. Предполагается, что это будет хорошая инвестиция социальных налогов.

Направить деньги жителей страны в развитие морского бизнеса пенсионные фонды подтолкнула программа Blue Danmark, утвержденная правительством Дании в 2012 году. С помощью широко рекламируемого государственного морского кластера планируется укрепить международную идентичность государства и рассказывать обществу о пользе судоходства. Морской сектор Дании создает 20% экспорта страны. В нем работает 110 тыс. человек (4% жителей), а владельцам кораблей принадлежит более 650 кораблей.

Новые ожидания появляются и у жителей Клайпеды, потому что датский бизнес оказывает большое влияние на морскую деятельность Литвы. Линейные паромы компании DFDS, причисленные компании DFDS Seaways в Литве, ежедневно ходят из Клайпеды в другие порты, а торговые судна, в том числе и гигант контейнерного судоходства Maersk, постоянно заглядывает и платит в порту огромные пошлины.

В Ассоциации владельцев кораблей Литвы, после ликвидации Lietuvos jūrų laivininkystė, сейчас 5 настоящих и 2 ассоциированных члена, владеющих примерно 30 кораблями, которые ходят под флагом Литвы, и еще 20 кораблями, не вписанными в регистры ЕС. Исполнительный директор ассоциации Кутка считает, что судоходный сектор Литвы оказался на дне, и неясно, когда он восстановится.

Главным носителем литовского флага, пока это выгодно экономически, является предприятие с датским капиталом DFDS Seaways, зарегистрировавшее в Клайпедском порту 8 паромов. «Если DFDS в этом году зарегистрирует в Клайпеде еще 2 парома, как планирует, мы по тоннажу поднимем национальный вес», — надеется Кутка. По его словам, быстрее всего морской бизнес развивает компания Baltnautic shipping, у которой сейчас 18 кораблей небольшого тоннажа, причисленных к типу «река-море». Но только треть из них ходит под флагом Литвы, потому что компания активирует деятельность на рынке Америки. Корабли компании Baltlantа, которых у нее 5, мигрируют между регистрами. В последнее время литовский флаг развевается на трех из них. У судоходной компании Limarko всего 6 кораблей, зарегистрированных в Литве.

«На рынке все еще много тоннажа, но подъем когда-нибудь должен начаться. Крупные судоходные компании развиваются, маленькие — уходят. Члены нашей ассоциации работают стабильно, но о новых кораблях и покупках никто не говорит. Забот становится не меньше, потому что не решен вопрос продления налога на тоннаж, который мы поднимаем с 2014 года, вопрос нулевого тарифа подоходного налога с населения для моряков и другие вопросы. Другие страны выделяют судоходству огромные деньги, идет конкуренция за флаги. Литва также могла бы устанавливать грань налогов для моряков», — сказал Кутка.

По его сведениям, в Литве насчитывается 12 тыс. человек работоспособного возраста с дипломом моряка, но сейчас в море уходят 5−6 тысяч. Нет статистики, сколько литовских мореходов платят налоги за границей, но Кутка говорит, будто слышал, что немалая часть стала резидентами Латвии именно из-за низких налогов. Прошлой осенью в министерстве транспорта и связи во время обсуждения положения судоходства в Литве владельцы кораблей предложили провести исследование судоходного сектора, но еще даже не началась подготовка к нему.

Читайте развитие сюжета: «Голубая Дания» ещё на коне, но прыть уменьшается