«Это взаимосвязанные вещи. Нам нужно развивать экономическую безопасность в условиях наличия очень экономически мощного соседа. Китай нас, конечно, не поглотит, но развивать собственную экономику и транспорт, чтобы обслуживание китайской экономики не стало единственным аспектом нашего существования — тоже нужно», — заявил Журавлев.

«Заметьте, что одной рукой президент подписывает Стратегию, но при этом едет в Пекин. Это очень связанные вещи. О чём с нами говорит Китай? Именно о логистике. В первую очередь, о Шелковом пути, но, в действительности, про себя китайцы всегда имеют в виду и Севморпуть. Для них это очень важно. Китай — страна южных морей, но у них есть собственные ледоколы. И весьма маловероятно, что они их построили для того, чтобы на них по Южно-Китайскому морю плавать», — подчеркнул политолог.

Для северных территорий России развитие Северного морского пути — важнейшая задача, которая имеет как прямые экономические основания, так и основания безопасности. Развитие Крайнего Севера предполагает особенно активное включение в экономические связи с другими регионами, поскольку даже развитие сырьевых отраслей потребует ввоза нового оборудования, продовольствия в крупных масштабах и даже постоянного обновления рабочей силы в силу особо тяжелых условий проживания в Арктической зоне.

Между тем заинтересованность Пекина в проекте обусловлена огромным геополитическим значением Северного морского пути — поскольку через Северный морской путь или через Шелковый путь Китай сможет наладить постоянные поставки товаров в Европу, что обернется для Вашингтона настоящей трагедией.

«Сегодня во многом стабильность американской экономики зависит от того, что Китаю некуда деваться — он должен поставлять товары в США. Как только появится хоть какой-то выбор для Китая, они будут с американцами разговаривать совершенно другим языком. Роль Севморпути — это очень много, не только экономика и даже не столько безопасность территорий, это стратегическая безопасность страны в целом. Зависит то, как именно планета будет развиваться», — пояснил Журавлев.

В этой связи Китай закономерно претендует на активную роль в освоении российского Севера — как минимум в отношении финансовом. «Технологии будут, скорее всего, российские или западные. Но если западные, их надо привлечь или купить, если российские — их надо развивать, надо вкладываться в них. НИОКР дороже производство, а сырьевые компании всегда их поддерживать не будут — нефтяные компании сделают то, что нужно для освоения, для их задач, и дальше не пойдут», — считает генеральный директор Института региональных проблем.

Потребности модернизации остро стоят и в других регионах России, и транспорт является самым узким местом в отечественной экономике, отметил политолог. Так, значительная часть российского угля поступает из Кемеровской области, однако металлургические предприятия расположены не только в Сибири. «Главная задача губернатора Кемеровской области — пропихнуть поезда с углем по Транссибу, и это сложилось просто объективно. А в Якутии у нас нет нефтеперерабатывающих предприятий. Туда надо везти бензин, хотя там не так много дорог и непростой климат, а доставка авиацией очень затратна», — привел пример эксперт.

«Наличие Китая и наших договоренностей с Китаем означает, что наши транспортные сети будут загружены китайскими продуктами. Это хорошо, но мы должны развивать и внутренний товарооборот. Для Севера невозможно даже само функционирование без развития транспортных путей, а для Юга — невозможно развитие. Выжить, они и сами выживут, но развиваться они не смогут, и главное — если они начнут выживать, у них может появиться мысль, зачем они вообще в России — чтобы налоги платить?» — прокомментировал политолог.

«Без развития транспорта и логистических связей страна не распадется — сейчас не 90-ые годы, — но то, что она экономически замкнётся и превратится в набор экономических районов, которые внутри себя решают проблемы — это возможно. Это очень вредно и для экономики, но невозможность транспортировки в конечном счете будет ослаблять также и политические связи. У нас и сейчас много людей, которые в Москве не были и которым в Токио слетать легче, чем в Москву. В таких условиях может встать вопрос, а действительно ли можно говорить о стране как о едином культурном образовании», — заключил Журавлев.

Напомним, что 13 мая президент России Владимир Путин утвердил «Стратегию экономической безопасности до 2030 года». Согласно указу, правительству РФ поручено разработать в трехмесячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии и обеспечить их выполнение.

Среди задач в документе фигурирует в том числе совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций, а также развитие Северного морского пути, Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области.

Теперь правительство должно осуществлять контроль за реализацией Стратегии экономбезопасности, обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности страны, ежегодно представлять президенту РФ доклад о ее состоянии и мерах по укреплению.