На совещании в Москве, которое провел председатель российского правительства Дмитрий Медведев, обсудили предварительные итоги работа по ТОСЭР и свободным портам. Участники совещания отметили, что политика создания в ДФО территорий опережающего развития себя оправдывает: строится около 50 предприятий, создаются новые рабочие места, передает корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: Чиновники Сахалина на бумаге «напоили» жителей молоком

Из федерального бюджета на строительство инфраструктуры ТОСЭР в регионах — строительство дорог, коммунальных объектов, предприятий энергетики — уже вложено порядка 4,5 млрд рублей. В ближайшие годы планируется направить на эти цели еще 30 млрд

Дмитрий Медведев отметил, что налоговые преференции в рамках территорий опережающего развития весьма существенны и действуют длительный срок.

Читайте также: Новые законы о ТОСЭР и свободных портах могут лишить моряков работы

Российский премьер особо подчеркнул, что изменения законодательства о ТОСЭР не должны ухудшать условия работы инвесторов.

«Заключенные договоры пересмотру не подлежат и должны действовать весь срок существования ТОСЭР. Каждый рубль, который государство вкладывает в ТОСЭР и свободные порты, необходимо тратить рационально и получить максимальную отдачу для людей», — подчеркнул Дмитрий Медведев.

Между тем, практики, работающие в зонах ТОСЭР задают сегодня все больше вопросов, ответов на которые нет. Помимо РПСМ, встревоженного перспективой потери работы российскими моряками — резидент ТОСЭР и порто-франко вправе не испрашивать разрешения государства на использование иностранной рабочей силы — вопросы задают и представители других отраслей.

Так, для относительно молодых, но уже действующих предприятий, которые вкладывают значительные средства в развитие и модернизацию собственной инфраструктуры, путь в резиденты свободного порта закрыт. Стать резидентом может лишь компания, которая за три года до подачи заявки на статус резидента, должна выполнить невыполнимое: необходимо, чтобы минимальный объем капитальных вложений составлял не менее 70% среднегодовой стоимости основных средств за три календарных года до подачи заявки на осуществление деятельности в рамках свободного порта. К тому же, из объема капитальных вложений исключаются затраты на ремонт и модернизацию, реконструкцию действующих производственных мощностей. Как можно развивать производство без модернизации, строительства новых сооружений, реконструкции? Ответа на этот и другие вопросы нет. Между тем существующая практика значительно ухудшает положение уже действующих предприятий, делает их неконкурентными по отношению к новым резидентам, которые получают огромные преференции по налогам, могут использовать иностранную рабочую силу, то есть, меньше тратить на отчисления, а, следовательно, могут и снизить цену на свои товары и услуги.

Читайте также: В ДФО до конца 2017 года надеются привлечь 1,6 трлн рублей инвестиций

Губернатор Сахалина Олег Кожемяко подчеркнул, что потенциальные резиденты на Сахалине заинтересованы в реализации своих проектов в рамках ТОСЭР и порто-франко. В рамках ТОСЭР в островном регионе уже реализуются проекты: в ТОСЭР «Южная» реализуется масштабный проект в сфере развития сельского хозяйства, в ТОСЭР «Горный воздух» — проект по строительству горнолыжного курорта мирового уровня.

Читайте также: Туристическую Мекку Сахалина «трясет» от строительных скандалов

В Корсаковском районе введен режим свободного порта. Сейчас прорабатывается вопрос о распространении режима порто-франко на Углегорский, Невельский, Холмский и Поронайский районы.

Дополнительно рассматривается возможность распространения режима свободного порта на Александровск Сахалинский.

«Важно, что подтверждена позиция — «Государству необходимо вкладывать средства в развитие ТОСЭР и порто-франко. Поэтому мы в своем регионе не только выполним все обязательства перед инвесторами по обустройству необходимой инфраструктуры, но и поможем новым потенциальным резидентам. Механизм компенсации части затрат уже начал действовать на Сахалине. Дополнительно мы готовы помогать субсидированием процентных ставок по кредитам, компенсировать часть лизинговых платежей, часть затрат на приобретение оборудования», — подчеркнул губернатор Сахалина.

Читайте также: Свободный порт Корсаков: на ржавых корытах рекордов не поставишь

Как сообщало ИА REGNUM, в процессе реализации проектов ТОСЭР и порто-франко у участников рынка возникает все больше вопросов. В частности, тревогу у профсоюза моряков вызывает перспектива потери работы российскими моряками — их могут потеснить иностранные работники, преференции новым резидентам ставят в неравные условия уже действующие компании, в том числе крупные, которые сами построили свои производства на собственные средства, создали сотни новых рабочих мест и тоже считают себя вправе получить государственную поддержку.

В рамках строительства горнолыжного курорта мирового уровня «Горный воздух» на Сахалине выявлено множество экологических нарушений: строители пренебрегли предупреждениями ученых и экологов, в результате уже сегодня островная столица — Южно-Сахалинск — испытывает серьезные проблемы с водоснабжением