Казахстан как одна из стран, не входящая в ОПЕК, но подписавшая соглашение о сокращении объемов добычи нефти поддерживает переговоры картеля о продлении действия сделки. Однако с технической точки зрения подложить сокращение нефтепроизводства в самой стране было бы нелегко. Об этом сегодня, 5 мая, на пресс-конференции заявил министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев.

Журналисты задали Бозумбаеву вопрос о том, станет ли Казахстан пролонгировать венские договоренности о снижении нефтедобычи. На что министр заявил, что Астана хочет быть в курсе всех событий и принимаемых решений другими нефтедобывающими странами. Кроме того, учитывая, что бюджет страны сверстан исходя из цены Brent в $50 за баррель, то важно, чтобы цена нефти не снижалась ниже этой отметки.

«Поэтому мы будем проводить переговоры о возможности продления данного соглашения», — подчеркнул глава Минэнерго Казахстана.

Он обратил внимание на то, что все же с технической точки зрения Казахстану будет сложно сдерживать свою нефтедобывающую отрасль на том же уровне, поскольку в 2016 году было запушено месторождение Кашаган. Благодаря нему в 2017 году страна выходит на более или менее высокие уровни добычи черного золота.

По словам Бозумбаева, Казахстан планирует обсуждать квоту на добычу нефти с другими нефтедобывающими странами. Дело в том, что в настоящее время среднесуточная добыча нефти на месторождении составляет 140−150 тыс. баррелей. Но во втором полугодии текущего года этот показатель, скорее всего, может вырасти до 200 тыс. баррелей в сутки, а к концу текущего года и вовсе до 300 тыс. баррелей в сутки.

К тому же Кашаган действует в рамках соглашения о разделе продукции. Сама республика вложила ранее немало средств в развитие этого месторождения, а препятствовать деятельности акционеров ни юридически, ни физически неправильно и невозможно, отмечает министр. Поэтому Казахстан мог бы согласиться на сокращение объемов добычи нефти, если Кашаган можно было бы вынести «за скобки».

В то же время такие относительно высокие показатели нефтедобычи есть далеко не на всех месторождениях Казахстана. Так, на зрелых участках в Актюбинской и в Кызылординской областях наблюдается сокращение производства черного золота. За счет этих месторождений ежедневная добыча снижается на 30 тыс. баррелей, что позволяет нивелировать повышение добычи на Кашагане.

Как ранее писало ИА REGNUM, в целом Казахстан обязался сократить нефтепроизводство в течение первых шести месяцев 2017 года на 20 тыс. баррелей в сутки. Таким образом, средняя добыча нефти в стране должна составлять не более 1,7 млн баррелей в день. По сравнению со многими другими странами это совсем невысокий объем сокращений, но власти страны все же обязались придерживаться этих договоренностей.

Сам глава Минэнерго страны говорит, что Астана не брала на себя обязательства каждый месяц придерживаться определенного объема добычи черного золота. Поэтому, например, в январе 2017 года производство черного золота уменьшилось на 30 тыс. баррелей в сутки, в следующем месяце этот показатель немного вырос, а уже в марте превысил 1,7 млн тонн баррелей.

Три основных нефтяных месторождения Казахстана — Карачаганак, Тенгиз и Кашаган. Однако еще в декабре 2016 года Бозумбаев говорил, что Астана будет придерживаться венских договоренностей не за счет сокращения производства на трех Карачаганаке, Тенгизе и Кашагане. Для этого Казахстан обещал найти новые резервы.

Отметим, что нефтедобыча в Казахстане значительным образом зависит от климатических условий, то есть с июня по август нефтепроизводство значительно снижается. В связи с этим план по выполнению обязательств перед ОПЕК был составлен с учетом этих особенностей.

И все же добыча нефти в Казахстане по итогам января — апреля 2017 года выросла по сравнению с аналогичным периодом годом ранее на 7,5% и достигла 28,2 млн тонн. Экспорт энергоносителя за первые четыре месяца составил 23,090 млн тонн, что на 8,6% превысило показатель того же периода 2016 года.

Читайте также: Нефтегазовая отрасль Казахстана: стагнация с политическими рисками

Читайте также: Казахстан готов обсудить продление соглашения о сокращении добычи нефти