На неофициальной встрече представителей стран-производителей черного золота на нефтегазовой конференции Азии в Куала-Лумпуре, которая проходит раз в полгода, будет присутствовать и министр энергетики Саудовской Аравии Халид Аль-Фалих. Поэтому ожидается, что главной темой для обсуждений на этом мероприятии будет возможность продления сделки членов ОПЕК и стран, не входящих в картель, о сокращении объемов нефтепроизводства.

Старший вице-президент по поставкам топлива крупной итальянской энергетической компании ENI Хорхе Монтепеке отмечает, что многие руководители переживают из-за того, что не знают, чего ожидать. С одной стороны, уже было сделано много заявлений о том, что страны готовы продолжить сокращение производства. С другой стороны, сохраняются запасы нефти, которые простаивают.

По данным Reuters, в настоящее время в водах Малайзии на 35 загруженных супертанкерах может находиться около 65 млн баррелей нефти. А это почти в десять раз больше, чем в середине апреля 2017 года и более чем в 15 раз больше, чем в марте 2017 года.

В целом по миру данные о поставках нефти свидетельствуют о том, что на рынке еще не произошло замедление темпов роста запасов черного золота. Напротив, с четвертого квартала 2016 года загруженных нефтяных портов выросла на 700 тыс. баррелей нефти в сутки. Причем дело не только в нефти ОПЕК, находящейся в водах Малайзии. Согласно торговым данным, топливо также пришло из США, Венесуэлы, Бразилии и стран Европы.

Через Малайзию проходит практически вся нефть из Ближнего Востока и Европы в Азию. Кроме того, малазийская государственная нефтяная компания Petronas — крупнейший в Юго-Восточной Азии производитель и поставщик нефти и нефтепродуктов посредством трубопроводов и обширной сети танкеров.

Так, когда на рынке более или менее наблюдается баланс, черное золото без проблем проходит через Малайзию в Азию — Китай, Японию и Южную Корею. Однако в случае, когда предложение превышает спрос, воды Малайзии забиты танкерами с сырой нефтью из стран Ближнего Востока, Америки и Европы. Эксперты отмечают, что если наблюдается скопление танкеров, то это говорит о том, что у них либо нет хранилищ для нефти, либо все помещения для хранения энергоносителя заполнены, и продавцы надеются на то, что скоро смогут продать нефть.

Как ранее писало ИА REGNUM, в конце 2016 года в Вене члены ОПЕК приняли историческое решение о сокращении объемов добычи нефти в общей сложности на 1,2 млн баррелей черного золота за первые шесть месяцев 2017 года с возможностью продления сделки. Позднее к этой сделке присоединились еще 11 стран, включая Россию, их доля в уменьшении мировых запасов нефти — почти 600 тыс. баррелей в сутки.

25 мая в Вене состоится очередной саммит ОПЕК, и пройдет встреча мониторинговой комиссии, которая следила за выполнением условий сделки. В результате должно быть принято решение о пролонгации сделки.

Многие страны уже выразили желание продлить действие венских соглашений. Саудовская Аравия, крупнейший нефтедобытчик в ОПЕК, уже подал сигнал рынку о своих намерениях продолжить сокращать нефтепроизводство. Более того, в четверг, 5 мая, глава Минэнерго РФ Александр Новак заявил о том, что Россия склоняется к продлению соглашения о сокращении добычи нефти, хотя ранее в Москве говорили о том, что до результатов мониторинговой комиссии делать преждевременных заявлений не стоит.

«Сейчас мы проводим финальные переговоры по данной теме с нашими партнерами и склоняемся в сторону целесообразности продления», — сообщил Новак.

Он подчеркнул, что в настоящее время участники сделки по нефти проводят последние оценки ситуации на нефтяном рынке и эффективность действующей инициативы по добровольному ограничению добычи. Анализ показывает, что сокращение запасов на рынке идет неплохими темпами, а запасы в плавучих хранилищах, в танкерах снизились уже примерно на половину. Это результат высокой дисциплины по сокращению добычи странами участницами соглашения, а также хороших темпов роста спроса, объяснил министр.