В мировой практике взимания НДС доказан принцип нейтральности данного налога и успешное его применение при формировании доходной части бюджета. Вместе с тем для каждой страны существуют объективные правила в виде экономического, политического и социального развития, которые оказывают определенное влияние на особенности механизма исчисления НДС, заявил корреспонденту ИА REGNUMк.э.н. сотрудник кафедры Бухгалтерского учета и налогообложения, РЭУ им. Плеханова Равиль Ахмадеев.

По его мнению, «преимуществом косвенного налога — НДС является возможность установления конкурентоспособных цен на российские товары, реализуемые на внешнем рынке. В данном случае при экспорте товаров за пределы РФ применяется ставка 0%. В то же время взимание НДС по ставке 10% и 18% при ввозе импортных товаров в Российскую Федерацию способствует конкурентоспособности аналогичных товаров, производимых на территории РФ».

«Механизм исчисления и уплаты НДС внутри страны построен таким образом, что его уплата производится каждым участником в цепочке «производитель-оптовое звено и розничная торговля». При этом каждое из звеньев цепочки вправе уменьшить свои налоговые обязательства перед бюджетом посредством применения налогового вычета по НДС. Такой порядок подлежит полному налоговому контролю со стороны ФНС России с 2015 года. Все налогоплательщики по НДС обязаны представлять сведения о счетах-фактурах как выданных контрагентам, так и полученных от контрагентов в электронном виде, а ФНС России должно зеркально отслеживать и сопоставлять 100% проводимых и облагаемых НДС операций в стране», — пояснил эксперт.

«При свободном ценообразовании ничто не препятствует розничным продавцам при увеличении основной ставки налога с 18% до 22% компенсировать свои налоговые потери за счет роста цен, поскольку НДС учитывается в цене товара (работ, услуг). Следовательно, конечный потребитель (покупатель товара) уплачивает НДС, значит напрямую компенсирует увеличенную ставку из своего кармана. Вместе с тем по наиболее значимым товарам (хлеб, молоко, яйца и т.д.) действует льготная ставка по НДС в размере 10% (ее увеличивать не предполагают), что является существенным для наиболее социальных незащищенных категорий», — заметил Ахмадеев.

«Таким образом, увеличение основной ставки НДС негативно отразится на конечной категории в виде розничных покупателей, так как в цепочке «производитель-оптовик-розница» никто не захочет компенсировать рост ставки налога за счет снижения собственной маржи. Это, в свою очередь, вызовет дополнительную инфляцию. Для социальной категории населения это отразится в значительной степени, поскольку льготная ставка налога в размере 10% применяется в отношении узкого круга продуктовой корзины», — сказал эксперт.

«Несомненно, доходы федерального бюджета можно дополнительно пополнить за счет увеличения основной ставки НДС, однако необходимо учитывать значительное падение потребительского спроса населения за последние два года», — считает Ахмадеев.

«Основной упор должен быть направлен на результативность введённого в 2015 году порядка налогового администрирования по НДС для организаций и, наоборот, снижение налоговой нагрузки для всех субъектов предпринимательской деятельности, а в особенности, малого бизнеса», — высказал свое мнение эксперт.

Напомним, Минфин РФ предложил повысить НДС с 18% до 22%. Между тем, по мнению главы Минтруда Максима Топилина, повышение налога на добавленную стоимость (НДС), которое предлагает Минфин РФ в налоговом маневре, может привести к увеличению цен и как следствие к росту числа бедных.