На Южном Урале не утихают дискуссии вокруг создаваемой Челябинской агломерации. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Две карты на «зелёном сукне» стола губернатора

В частности, один из экспертов по вопросам агломерирования территорий Артемий Шишкин полагает, что реализация проекта Челябинской агломерации направлена на сдерживание социально-экономической деградации региона. По его словам, в конце марта губернатор Челябинской области Борис Дубровский встретился с министром дорожного хозяйства и транспорта Дмитрием Микуликом и поручил его ведомству синхронизировать развитие дорожной сети региона с планами по созданию челябинской агломерации. Напомним, в начале 2017 года, перевозчики городов Челябинской области, а затем и самого Челябинска, уже «синхронизировали» цены на проезд в городах и на междугородних маршрутах, повысив цены на билеты. Эксперты констатируют, что передвигаться в городах и между частями в «муках насаждаемой Челябинской агломерации» стало дороже и неподъемнее.

«На сегодня задано «синхронизировать развитие дорожной сети региона с планами по созданию Челябинской агломерации». Предложение звучит гораздо веселее и «натужнее», нежели предложение народу платить лишние деньги. И пока эта инициатива не лезет в карман граждан, отнестись к ней на данном этапе можно снисходительно, Как к аккомпанирующему роялю — слушая, но не прислушиваясь. А как ещё можно относиться к синхронизации движения с тем, чего нет ни в природе, ни на бумаге, ни в чертежах, ни в умах, но что существует лишь в речах и желаниях областного правительства? Правильно, только синхронно говорить с ним и синхронно мечтать», — рассуждает Шишкин.

«Опозоренная» Схема территориального планирования

Один из первых серьезных документов, оформляющих Челябинскую агломерацию, был Схемой территориального планирования. Однако, как уверяет эксперт, её в пух и прах раскритиковали видные эксперты, собранные под эгидой Общественной палаты региона.

«Была правда одна такая «бумажка», — Схема территориального планирования (СТП), но она, разорванная в клочья экспертной группой при Общественной палате Челябинской области, лежит во прахе, сожженная их гневной критикой. Ныне сию опозоренную Схему не «поднимают» в своих речах даже ее апологеты. И есть за что. Ведь ни на один из двенадцати важнейших вопросов, заданных Экспертной группой Общественной палаты, направленные в Минстрой, сам Минстрой, как автор СТП, никак серьёзно ответить так и не смог. Попытка ответить была, но на их ответ со стороны экспертов дополнительно к прежним вопросам посыпались новые. И самый первый из них и самый основной: «зачем летом впереди лошади запрягать сани»? Ибо еще задолго до разработки Схемы Территориального Планирования нужно было подготовить документы, разрабатываемые в рамках целеполагания и прогнозирования», — уверяет Шишкин.

Он добавляет, что «это всё та же «стратегия социально-экономического развития» и тот же «прогноз социально-экономического развития на долгосрочный и краткосрочный период». «Пропустив эти два основополагающих этапа, власти нарушили не только закон (статья 5 Закона Челябинской области от 27.11.2014 г. № 63-ЗО «О стратегическом планировании в Челябинской области»), но и порушили человеческую логику процесса», — полагает Шишкин.

Кроме этого специалист указывает, что в отсутствии социального, экономического и бюджетного прогнозов планы и схемы будущей агломерации якобы полная глупость. Также он считает, что кроме этого была осуществлена бесполезная трата более чем 25 млн рублей бюджетных денег.

Ядро и периферия

В министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области было заявлено, что «всего на развитие транспортной сети в пределах агломераций в Челябинской области будет направлено 2 млрд рублей: поровну из федерального и областного бюджетов. Из них 700 млн рублей пойдут на решение дорожных вопросов «ядра» агломерации — города Челябинска».

Напомним, все та же группа экспертов, собранная Общественной палатой в прошлом году, вывела цифру в 5,2 млрд рублей на запланированное в Схеме территориального планирования строительство большого объездного автомобильного кольца. И это только «голый» асфальт, без развязок, перекрестков и придорожной инфраструктуры. Причём, не построить кольцо — невозможно, так как это объект регионального значения, и он, согласно части 3 статьи 9 ГрадК РФ (Общие положения о документах территориального планирования), обязателен к исполнению.

Отметим, что возможно, какая-то часть этого пути (большого объездного автомобильного кольца — прим. ИА REGNUM ) уже отстроена и реально существует, хотя в каком виде, состоянии и масштабе — это вопрос открытый, но даже и тогда один километр стоимостью в 21 млн рублей — крайне подозрительно. Также вызывает удивление то, что предлагается строительство системы автовокзалов и транспортно-пересадочных узлов взаимоувязанных с Челябинским метрополитеном. С тем самым, с которым до сих пор власти не знают что делать — продолжать рыть дальше или закопать вовсе.

Бизнес, как «щит»

Губернатор Челябинской области в рамках регионального плана мероприятий поручил властям городов и районов Южного Урала выровнять ещё одну, крайне «болезненную» сферу для продвижения Челябинской агломерации. На сей раз под синхронизацию попал бизнес. Однако это вызвало нарекания со стороны отдельных местных экспертов.

«Бизнесу не пообещали с его груди снять «налоговый утюг», отложить в сторону «паяльник проверок и комиссий», поднять на ноги и отряхнуть. Ему решили создать «дорожные карты». Общественная палата активно подключилась к экономическим вопросам. «Формирование одинаково комфортного климата для бизнеса во всех муниципалитетах на территории Челябинской области — это одна из главных задач, стоящих не только перед правительством, но и Общественной палатой Челябинской области» — заявил председатель Общественной палаты Олег Дубровин.

Улучшить деловой климат предлагается также, путём сокращения сроков выдачи ордеров и других разрешительных документов на проведение земляных работ и упрощением порядка подключения объектов к инженерной инфраструктуре. Эксперты же выражают опасения, что вместо «хорошего делового климата» эти две последние меры могут санкционировать вал безответственной застройки на территории будущей агломерации.

«Удивляет здесь то, что взрослые люди серьёзно полагают, что при таких запредельных нагрузках на бизнес со стороны всех госпроверяющих органов, при ежемесячно ухудшающейся платежеспособности населения, российскому бизнесу может помочь повышение доли муниципальных услуг, оказываемых через МФЦ? Или всё-таки всё это не серьёзно?», — задается вопросом эксперт. И отвечает, что с подобным подходом к делу, можно быть совершенно уверенным, «одинаково комфортного климата» для всего бизнеса нет и быть не может.

По мнению экспертов, в подтверждение этих слов можно привести слова регионального министра Виктора Тупикина, который поделил южноуральцев на «ядро» и «периферию». «Схема (строящейся агломерации — прим. ИА REGNUM ) рассматривает не абсолютное исключение диспропорций развития, а «сглаживание», необходимое для устойчивого развития территории», — отмечал министр.

«Два главных слова, два главных направления в нынешней повестке дня у регионального правительства: «синхронизировать» и «сглаживать». И именно этими двумя «дорожными картами» будут играть сегодня во власти», — уверен эксперт по агломерированию территорий Шишкин.

Напомним, Челябинская агломерация состоит из семи муниципалитетов. Схема территориального планирования агломерации «Большой Челябинск» была в апреле 2016 года. А затем экспертная группа насчитала свыше 20 грубейших нарушений, в том числе Градостроительного кодекса. Одними из выявленных нарушений были вопросы, касающиеся перевода земель из сельскохозяйственного назначения в земли поселений. Согласно планам, пригород Челябинска должен увеличиться примерно на 400 тыс. человек. Эксперты опасаются, что такое количество людей потребует их трудоустройства, однако за неимением рабочих мест все они поедут в Челябинск, где создадут дополнительную напряженность на рынке труда.