Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретился в Дубае с вице-президентом, премьер-министром Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ), правителем эмирата Дубая шейхом Мохаммедом бен Рашид Аль Мактумом.

Как сообщает пресс-служба главы Казахстана, переговоры были посвящены развитию сотрудничества между двумя странами — в первую очередь, в торгово-экономической, финансовой и инвестиционной сферах.

Нурсултан Назарбаев выразил заинтересованность в обмене опытом с ОАЭ в части эффективного управления финансовыми ресурсами, а также в необходимости установления тесных связей между Дубайским международным финансовым центром (DIFC) и Международным финансовым центром «Астана» (МФЦА). В свою очередь, эмир Дубая подтвердил готовность к полному взаимодействию в этом направлении. Кроме того, Назарбаев поблагодарил шейха за особый вклад в развитие и внедрение исламского финансирования.

Напомним, указ о создании Международного финансового центра «Астана» Нурсултан Назарбаев подписал 25 декабря 2015 года.

«Я подписал указ о создании международного финансового центра «Астана». Он будет основан на принципах английского права, с льготным налоговым режимом и независимым финансовым судом. Мы уверены, что финансовый центр «Астана» станет ядром финансовой инфраструктуры Казахстана, дальнейшим финансовым хабом для всего Центрально-азиатского региона», — заявил тогда глава государства.

Согласно информации, размещенной на сайте МФЦА, основные направления его деятельности — развитие рынка капитала, управление активами, управление благосостоянием состоятельных частных лиц, исламские финансы, новые финансовые технологии.

Центр планируется создать к 2018 году. Отметим, что еще до выхода президентского указа о создании МФЦА, казахстанские власти начали активно его рекламировать иностранным инвесторам. К примеру, в ноябре 2015 года нынешний премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев, который на тот момент был вице-премьером, на инвестиционном форуме в Астане заявил, что Казахстан намерен привлекать зарубежных инвесторов к приватизации казахстанских объектов. Он также сообщил, что их акции будут продаваться на площадке будущего МФЦА.

«Если говорить о подходах передачи объектов в конкурентную среду, то наиболее крупные акции предполагается реализовать стратегическим инвесторам путем прямой продажи или путем вывода на Фондовый рынок через механизмы IPO и SPO, в том числе до 1 января 2018 года на площадку Международного финансового центра «Астана», — пояснил Сагинтаев.

К слову, уже тогда высказывались определенные опасения, что МФЦА станет очередной оффшорной зоной, чем не преминут воспользоваться крупные российские компании. Однако на том же инвестиционном форуме председатель правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин пояснил, что МФЦА нельзя назвать оффшором в полном смысле этого слова.

«Идет общая мировая тенденция, сближение норм финансового регулирования. Сейчас вот таких зон много. И хотя они и называются оффшоры, но посмотрите, что происходит со Швейцарией, как ее трясут и заставляют принимать все международные нормы по отмыванию, передавать всю информацию. То есть, мир становится прозрачным. Спрятаться сейчас не удастся. Оффшор, скорее, создается только в том смысле, что создается более льготный режим работы, разрешены какие-то операции, которые сложны в других законодательствах, но той ситуации, когда побегут все финансисты, чтобы проводить все операции там, допустим, в Астане, чтобы они не были видны регуляторам и надзорным органам — я считаю, сейчас уже это не получится», — заявил Панкин.

Отметим также, что МФЦА — это вторая попытка Казахстана создать крупный финансовый центр. Впервые идея создать в Алма-Ате региональный финансовый центр (РФЦ) была озвучена в 1995 году во время встречи членов и руководящего состава Ассоциации банков Казахстана с Нурсултаном Назарбаевым.

Как тогда пояснялось, создание РФЦ было обусловлено необходимостью использования имеющихся у Казахстана конкурентных преимуществ в финансовом секторе по отношению к другим странам региона для расширения финансового посредничества и привлечения в страну международных финансовых потоков. Выбор был сделан в пользу Алма-Аты по нескольким причинам. Во-первых, в городе было сосредоточено большое количество различных типов финансовых институтов, в том числе — с участием иностранного капитала. Во-вторых, численность населения Алма-Аты превышает численность населения других городов Казахстана. В-третьих, в городе на тот момент сформировался достаточно высокий инвестиционный потенциал. Еще одной немаловажной причиной был тот факт, что Алма-Ата была близко расположена к странам «Шелкового пути». Целями создания РФЦ являлись развитие рынка ценных бумаг, обеспечение его интеграции с международными рынками капитала, привлечение инвестиций в экономику Казахстана через рынок ценных бумаг и обеспечение доступа иностранных эмитентов на специальную торговую площадку финансового центра.

Однако затем наступил экономический кризис, и идея создания РФЦ стала буксовать. Несмотря на то, что официально региональный финансовый центр в Алма-Ате все еще существует (управляет им непосредственно Национальный банк республики), де-факто о каком-либо развитии РФЦ говорить уже не приходится, поскольку теперь все внимание властей направлено исключительно на МФЦА.

«Казахстан — страна амбициозная, и не скрывает своей попытки оказаться среди 30 лидирующих в мире государств. Что касается попыток стать одним из мировых финансовых центров, то у этой темы есть предыстория. Изначально этот центр предполагалось создать в Алма-Ате. И даже здания построили… Но кризис 2008—2009 годов помешал выполнить эти планы. А там на пятки начал наступать Китай, у которого — такие же амбиции. Казахстан взял паузу. Сейчас пришло другое решение — сделать финансовой центр в Астане. В любом случае, идея воплотится в жизнь, хотя бы в качестве регионального финансового центра. Плюс у Казахстана серьезные транспортные амбиции — стать центром азиатского региона. В XXI веке увеличивается роль городов, а не стран, и в этом смысле Астана — очень удачно построенная столица», — так прокомментировал чаяния Казахстана политолог Эдуард Полетаев на заседании круглого стола «Особенности постсоветского транзита в XXI веке: казахстанский путь», состоявшемся в середине марта в Москве.

Следует также отметить, что 13 марта в Конституционный закон «О Международном финансовом центре «Астана» были внесены изменения (сам закон был принят 7 декабря 2015 года — ИА REGNUM ). Предварительно ради существования МФЦА были внесены поправки в Конституцию — в статью 2 добавился пункт 3−1: «В пределах города Астаны может быть установлен особый правовой режим в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом».

Согласно закону, МФЦА будет состоять из четырёх органов — совета по управлению, администрации, комитета по регулированию финансовых услуг и суда. Участники центра, равно как и его органы будут освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога до 1 января 2066 года. Иностранцы и лица без гражданства, которые будут приезжать в финансовый центр, смогут получать визы в загранучреждениях Казахстана, либо сразу по прибытию в аэропорты страны. При этом для продления визы им не нужно выезжать за пределы страны, достаточно будет ходатайства администрации центра. Члены их семей автоматически получают въездную визу сроком до пяти лет. Официальным языком Центра является английский язык.

Добавим, что создание МФЦА — удовольствие не из дешевых. Так, согласно расчетам разработчиков проекта, финансовая потребность в первый год создания администрации центра составит 1,4 млрд. тенге (259 млн руб.). Затраты на PR составят 242,2 млн. тенге (44 млн руб.), из которых 121,1 млн тенге (22,4 млн руб.) будут потрачены на проведение конференций и столько же — на проведение роуд-шоу за границей.

Для осуществления контроля и надзора за деятельностью участников центра будет образовано ведомство Национального банка — комитет по регулированию деятельности участников МФЦА, что потребует дополнительных расходов Нацбанка в размере 504,5 млн тенге (93,4 млн руб.) в первый год и 406 млн. тенге (75,1 млн руб.) в последующие.

Кроме того, в связи с тем, что центр будет иметь особый правовой режим, правосудие на его территории будет осуществляться специальным судом. На его создание и содержание также потребуются дополнительные средства в размере 651,1 миллионов тенге (120,5 млн руб) в первый год и 557,5 миллионов (103,2 млн руб.) — в последующие.