Глава администрации Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов во время рабочего визита в китайский город Чугучак провел переговоры с постоянным членом партийного комитета Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, генеральным секретарем партийного комитета Тарбагатайского округа СУАР Еркинжаном Турахуном по вопросам строительства транзитной железной дороги «Карамай-Тачен-Аягоз».

Как сообщает пресс-служба акима (губернатора) Восточно-Казахстанской области, эта международная магистраль соединит северо-восток Китая, Казахстан, Россию и страны Европы.

«Проект имеет регионально-географические преимущества и обладает большим потенциалом для развития. Для присоединения к магистрали казахстанской стороне необходимо построить железную дорогу «Бахты-Аягоз» протяженностью 270 км. По итогам встречи был подписан меморандум о проведении предварительных исследований проекта железной дороги «Бахты-Аягоз», который будет частью международной магистрали», — отмечается в сообщении.

«Реализация данного проекта открывает новые перспективы. Это значительно сократит время грузо‑ и пассажиропотока из западной части Китая в Казахстан, Россию и страны Европы», — отметил Даниал Ахметов на церемонии подписания меморандума.

Согласно подсчетам китайской стороны, если этот проект будет реализован, то объем грузопотока к 2020 году составит 1,85 млн тонн, а к 2030 году — более 3 млн тонн.

Напомним, как сообщил 30 ноября 2016 года на международном форуме «Создание экономического коридора Нового Евроазиатского Континентального моста», прошедшем в Ляньюньгане, вице-президент национальной компании «Казахстан темир жолы» (КТЖ) Еркин Жусанбаев, Казахстан активно развивает международные коридоры, проходящие через его территорию. Первоочередное внимание при этом уделяется транспортным коридорам из Китая.

«Мы готовы обеспечить весь комплекс услуг по перевозке грузов в контейнерных поездах из Китая в направлениях Европы через страны ЕАЭС, Грузию, Азербайджан и Турцию, в Центральную Азию и государства Персидского залива. При этом сроки доставки сокращаются с 45−60 суток до 10−15 суток», — отметил Жусанбаев.

В свою очередь глава КТЖ Канат Алпысбаев ранее сообщал, что внутри и за пределами Казахстана формируется опорная сеть логистических центров в ключевых пунктах консолидации и дистрибуции грузопотоков на евразийском континенте.

«Казахстан — первая страна, расположенная на маршруте Экономического пояса Шелкового пути, и является главным связывающим звеном Европы с Китаем. Нашей целью является создание евразийского мультимодального трансконтинентального моста, позволяющего осуществлять беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу по трем направлениям: Китай-Европа-Китай, Китай-Кавказ-Турция и Казахстан-Туркмения-Иран», — отметил Алпысбаев, выступая 16 ноября 2016 года на международном форуме «Создание экономического коридора Нового Евроазиатского Континентального моста», прошедшем в Ляньюньгане.

Согласно данным КТЖ, объем грузоперевозок по железнодорожному коридору Китай — Казахстан — Европа в январе-июле 2016 года составил 4,5 млн тонн, что на 3% выше аналогичного показателя 2015 года. Прогнозируется, что до конца 2016 года через железнодорожные пограничные переходы Достык — Алашанькоу и Алтынколь — Хоргос будет перевезено 9 млн тонн грузов, что на 23% больше, чем в 2015 году. Кроме того, ожидается, что объем перевозок грузов через железнодорожные пограничные переходы в 2017 году составит 11,5 млн тонн.

Напомним также, что, по мнению казахстанского политолога Марата Шибутова, эти результаты наглядно доказывают эффективность казахстанских мер по развитию транспортного потенциала.

«Если смотреть динамику, то видно, что в 2016 году поездов через Казахстан из Китая в Европу прошло в 2 раза больше, чем в 2015 году. Это очень положительный результат — с каждым поездом мы все больше приближаемся к точке, когда можно будет уже обходиться без дотаций Китая на перевозки. То есть перевозки станут самоокупаемыми — а ведь это очень важно. Также это показывает успешность стратегии Казахстана по развитию транзита и одновременно успешность китайских планов развития Экономического пояса Шелкового пути. Такие перевозки в целом стимулируют транспортную систему страны, а значит, и экономику, то есть это и антикризисная мера. Теперь дело за другими странами — чтобы они тоже улучшали у себя транзит — тогда поток будет расти еще больше», — заявил Шибутов в комментарии ИА REGNUM.

Одним из предполагаемых к ввозу в СУАР грузов может быть пшеница. По словам китайских бизнесменов, «стоимость пшеницы из Казахстана на одну четверть дешевле, чем китайской, на рынке казахстанская пшеница имеет большую конкурентоспособность, доставка обратным рейсом позволяет сократить себестоимость перевозок. Казахстан соседствует с Китаем, расстояние между ними невелико, сельскохозяйственная продукция очень качественная, потенциал для освоения огромный. В этот раз мы впервые взялись в качестве посредников за перевозку пшеницы на международном рейсе по железной дороге. С учетом того, что перевозка по морю в Сиань требует длительного времени — 30 дней, в результате часто происходит заплесневение пшеницы из-за влажности. В связи с этим предприятия выбрали рейс карго по железной дороге, из Алма-Аты в Сиань доставка требует всего 6 суток, таможня оформила все необходимые процедуры для 50 вагонов пшеницы всего за полчаса».

Напомним, по результатам января 2017 года Казахстан остается главным внешнеторговым партнером Синьцзяня (КНР). На него приходится 28,5% от общего объема внешней торговли СУАР. Администрация СУАР недавно опубликовала программу по созданию торгово-логистического центра на ключевом участке Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). В программе говорится о планах построить к 2020 году в СУАР 11 комплексных беспошлинных зон и три комплексных беспошлинных логистических центра. Аналитики убеждены, что по мере осуществления этой программы торговые связи СУАР с Казахстаном и другими странами вдоль ЭПШП будут становиться более тесными.

Читайте также: Тысячный контейнерный поезд из Китая в Европу проехал через Казахстан