Законопроект «об альтернативной котельной», который был принят в первом чтении и сейчас дорабатывается в Госдуме, поможет тем муниципалитетам, которые оказались в наиболее критическом положении и испытывают необходимость в безотлагательных инвестициях. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом 23 марта заявил генеральный директор «Сибирской генерирующей компании» Михаил Кузнецов во время круглого стола «Будущее централизованного теплоснабжения в России».

«Существующие механизмы, которые есть сегодня, недостаточны для гарантии инвестиций. И эту ситуацию нужно менять. Тот законопроект об «альтернативной котельной», который ныне обсуждается в Государственной Думе, поможет по крайней мере тем муниципалитетам, которые терпят бедствие, найти инвестиции, когда идет речь о безотлагательных деньгах», — заявил Кузнецов.

Смысл законопроекта заключается в том, чтобы отказаться от установления жестких тарифов в отрасли и устанавливать лишь верхнюю планку цены, которая будет определяться исходя из стоимости строительства альтернативного теплоисточника для конкретного потребителя по самым современным технологиям. По задумке, такая мера создаст стимулы для обновления инфраструктуры и привлечет в отрасль частные инвестиции.

В настоящее время уже действует мера, согласно которой в случае проведения теплоснабжающей организацией мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности за счет прибыли, дополнительные доходы, получаемые ею в результате этих мероприятий, не вычитаются из тарифов на период окупаемости. Если же этого периода нет, то средства не вычитаются по умолчанию на срок не менее пяти лет.

Таким образом стимулируются энергоэффективные мероприятия, а дополнительная прибыль сохраняется в течение длительного периода времени, чтобы организация могла вновь эти средства использовать. Тем не менее, по словам Кузнецова, на практике компании часто составляют портфель инвестиций на 10 лет и больше. Кроме того, законодательством в этом вопросе не учитываются проценты по кредитам и темпы инфляции.

«Допустим, разрешили бы окупать на 10 лет какие-то проекты. За 10 лет проценты по кредиту и инфляция составят 2,5 раза больше, чем сам кредит. А законодательство этого совершенно не предусматривает», — отметил он.

По его словам, на практике такая «пятилетняя экономия позволяет сохранить 18% от вложенных средств — и это при условии, что они окупаются в течение 10 лет»

Не следует надеяться и на заключение концессий, отметил спикер. «Я часто слышу, как в связи с заключением концессий говорят, что в отрасль придут инвестиции, называют цифры 150 млрд рублей. Я хотел бы предостеречь от эйфории по этому поводу — это не инвестиции, а заключенные соглашения, это обещанные деньги», — заявил Кузнецов.

Это особенно справедливо в отношении небольших муниципалитетов. В таких случаях «некоторые из инвестиций останутся только на бумаге», уверен генеральный директор СГК: «Концессионное соглашение заключается на 20, на 40 лет, и за это время надо проводить эти инвестиции. Угроза непроведения — расторжение контакта через 20−40 лет. Довольно слабая мера, так что мы не должны заблуждаться на этот счет, что эти деньги пойдут на теплоснабжение».

Тем временем, в России теплоснабжающие организации всё чаще сталкиваются с ситуацией, когда приходится инвестиции делать сейчас. Примером такой ситуации, которая в дальнейшем грозит распространиться на множество городов России, может послужить Рубцовск, где, по словам Кузнецова, «нужно не эффективность повышать, а спасать город».

«И мы вынуждены сейчас с региональными энергетическими комиссиями выдумывать всевозможные способы, как эти инвестиции сохранить», — констатировал он

Законодательство в теплоснабжении испытывает большое количество проблем, однако в свете указанных обстоятельств глобальные изменения в этой сфере были бы скорее контрпродуктивны, считает Кузнецов.

«Что было лет восемь назад? В 2010 году был принят закон о теплоснабжени, который как раз и был таким цельным, предназначенным для того, чтобы изменить все в отрасли. Вместе с тем 8 лет прошло, и мы сегодня говорим ровно то, что говорили 8 лет назад. Не хватает инвестиций, ветшает, каким образом проводить модернизацию систем водоснабжения — проблемы не исчезли», — отметил генеральный директор СГК.

По данным министерства энергетики, ежегодные дотации государства в эту сферу исчисляются 200 млрд рублей, что «говорит о нездоровом положении — когда сфера внутри себя не может найти источника для инвестиций», отметил спикер.

«Тем не менее, я убежден, что внутри системы теплоснабжения есть бездна внутренних резервов, которые можно мобилизовать, но которые, к сожалению, не работают без инвестиций», — подчеркнул он.

По его мнению, ключевая задача на текущем этапе заключается в том, чтобы избавить энергетическую отрасль от избыточной зарегулированности и «ежедневного погружения в операционную деятельность — это не является необходимым, это мешает и сковывает инициативу».

«Я считаю, что избранный путь малых дел может быть правильный. Если у нас не получилось 8 лет назад сделать что-то большое и решить все проблемы одним махом, может имеет смысл идти путем небольших изменений и смотреть, как они работают», — заключил Кузнецов.

23 марта газета «Ведомости» провела круглый стол «Будущее централизованного теплоснабжения в России», в ходе которого представители органов власти, участники рынка и эксперты обсудили реформу отрасли теплоснабжения, предложенную министерством энергетики. Реформа призвана создать механизм привлечения частных инвестиций при сохранении государственного контроля за конечной ценой на тепло. Как указал замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко, доработанный проект закона будет предоставлен в Госдуму на следующей неделе.