Закон, предусматривающий приоритет натурального возмещения вреда по ОСАГО, прошел третье, окончательное чтение Госдумы, передает корреспондент ИА REGNUM 17 марта.

Документ был принят в первом чтении 14 декабря 2016 года, он был инициирован депутатом от «Справедливой России» Михаилом Емельяновым. Закон устанавливает приоритет ремонта поврежденного автомобиля над возмещением вреда в денежной форме для легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в РФ.

Кто получит деньги

Закон определяет исчерпывающий перечень оснований для осуществления денежных выплат по ОСАГО. Это причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 тыс. рублей). Кроме того, денежное возмещение будет выплачиваться инвалидам 1 и 2 группы. В том случае, если страховщик не может организовать ремонт в автомастерских, соответствующих правилам обязательного страхования, собственник автомобиля также сможет потребовать возместить ему ремонт машины деньгами.

Реестр СТО

Согласно закону, станция техобслуживания (СТО) должна находиться не дальше 50 км от места происшествия или от места жительства гражданина за исключением случаев, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта. Гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного ТС составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев.

Для реализации закона будет создан реестр станций техобслуживания (СТО), сотрудничающих со страховыми компаниями. При этом будет предусмотрена возможность использования автомастерской, не включенной в реестр, если страховая компания согласна с тем, чтобы для ремонта использовалось именно эта СТО. Перечень СТО страховщика необходимо размещать на сайте страховщика в интернете, страховщику вменяется в обязанность поддерживать этот перечень в актуальном состоянии и предоставлять его потерпевшему.

За просрочку ремонта заплатит страховщик

При наступлении страхового случая ремонт может осуществляться на станции из реестра страховщика, либо на выбранной гражданином станции после ее согласования со страховой компанией. При ремонте должны использоваться только новые детали, если страхователь не дал своего согласия на использование б/у деталей. Потерпевший может внести доплату за проведение восстановительного ремонта поврежденного автомобиля, если стоимость ремонта превышает страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения по «европротоколу». Размер доплаты определяется страховщиком и указывается в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт.

Максимальный срок ремонта составляет не более 30 рабочих дней со дня предоставления автомобиля на СТО. При нарушении этих сроков страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку в размере 0,5% суммы страхового возмещения. Также в поправках установлено право ЦБ при неоднократном нарушении страховщиком обязательств по восстановительному ремонту запретить страховой компании осуществлять натуральное возмещение на срок до одного года. Приоритет натурального возмещения вреда по ОСАГО будет действовать только в отношении вновь заключенных договоров.

По мнению главы комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова («Справедливая Россия»), законопроект улучшает защиту автолюбителей по многим позициям и решает проблему недобросовестных автоюристов, которые зарабатывают на недобросовестных схемах и автоподставах.

«У автовладельцев должно быть право выбора»

Закон вызвал критику ряда депутатов Госдумы. Как подчеркнул глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР), закон не будет работать, а вот тарифы ОСАГО могут повыситься. Он предложил снять закон с рассмотрения в третьем чтении до проведения консультаций ЦБ с фракциями, однако не стал настаивать на голосовании нижней палаты парламента по этому вопросу.

«Если бы ЦБ реагировал на жалобы автолюбителей, то автолюбители бы чувствовали защиту, и сегодня бы тогда Госдума не принимала в третьем чтении вредный проект закона. ЛДПР не будет его поддерживать, этот закон работать не будет» — сказал он, признав, что он «намного лучше, чем в первом чтении», и выразив удивлением тем, что «депутаты от «Справедливой России» внесли такой странный закон». «Но очевидно, что те нормы, которые прописаны в третьем чтении — неработающие нормы либо требующие повышения тарифа. Это опять социальная напряженность. Либо страховые компании не будут выполнять свои обязательства, и тогда продолжатся судебные разбирательства не только со страховыми компаниями, но и с сервисными», — сказал Нилов.

«Мы считаем, что у автовладельцев должно сохраниться право выбора между ремонтом и получением денежной компенсации, кроме того, нельзя всех автоюристов окрестить словом «мошенник» — это только суд может определить, кто мошенник, а кто не мошенник», — отметил парламентарий. «Перед нами пример лоббизма страховых компаний при посредничестве государственного органа — Центробанка. Придя в Госдуму, каждый из нас обязался защищать интересы своих избирателей, а не страховых компаний. Законопроект ущемляет права граждан и свидетельствует о слабости государственной власти, КПРФ не будет голосовать за законопроект», — подчеркнул депутат от КПРФ Алексей Куринный.